Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности интересовали физические параметры про цессов происходящих внутри разрушен ного реактора. Тульские учёные придума ли сделать это с помощью одиннадцати метровой стальной трубы диаметром 200 мм., напичканной дозиметрами и темпе ратурными датчиками. Трубу нужно было посредством длинной подвески опустить вертолётом вертикально через небольшую щель, образовавшуюся около массивной крышки реактора, вывернутой и сдвину той взрывом в сторону (эту крышку по чему-то все звали «Еленой»), К трубе, в верхней её части, по инициативе И.А. Эрлиха, приварили небольшую площад ку для установки четырёх прожекторов и большой видеокамеры. Установку трубы вертолётом выполнял Николай Николае вич Мельник. Его пилотажные действия корректировал член его экипажа, ведущий инженер-оператор Кувыков. Лёжа на полу грузовой кабины и наблюдая через люк подвески за поведением трубы, он по вер толётному переговорному устройству пе редавал лётчику необходимые поправки. В этот раз сзади соосного вертолёта на такой же высоте в 30-40 метрах от реактора ви сел Ми-26, управляемый старшим лётчи- ком-испытателем милевской фирмы Гур геном Карапетяном, а я находился в этом же вертолёте на штатном месте радиста экипажа. Мне было хорошо видно, как труд но лётчик реагировал на сложные коман ды Кувыкова, который не тренировался с балкона и динамику длинной подвески понимал и воспринимал не как лётчик. В общем, через десять безрезультатных ми нут стало понятно, что необходимы до полнительные методические проработки. Радиосвязь была сильно заблокирована постоянными внутренними переговорами Кувыкова и Мельника. Мне пришлось по радио с большим трудом предупреждать лётчика о недопустимости более длитель ного пребывания над реактором. Мельник конечно и сам это понимал, но и безре- зультативно прекратить задание тоже не хотел. Наклонившись влево, в открытую дверь он, визуально, сам скорректировал поведение трубы и довольно точно и бы стро опустил её в развалины реактора. В пилотской кабине Ми-26 было жарко и потно, моим разговорам по радио мешал медицинский фильтр вдыхаемого возду ха, обязательный в Чернобыле для всех и всегда. Я, полагаясь на заявленную гер метичность кабины, на несколько минут, фильтр, закрывающий нос и рот, снял. На очередном радиационном контроле врач, обнаруживший во мне какое-то количе ство стронция накричал: «Почему снимал фильтр!». Пришлось объясняться. В операции постановки трубы, конеч но, ни прожекторы, ни видеокамера смон тированные на трубе никакой положитель ной роли сыграть и не могли, кроме зна чительного удорожания устройства, а вот видеокамера, установленная на вертолёте, хорошо зафиксировала процесс и точку входа трубы в развалины. Труба недели полторы выдавала ава рийные параметры. Специалисты объяс нили, что под воздействием невероятно высокой плотности жёсткой радиации труба и всё что в ней находилось, должны были превратиться в труху, но за относи тельно короткое время работы это устрой ство всё же позволило руководству разра ботать правильную тактику устранения последствий аварии При неоднократных пролётах над раз валинами четвёртого блока, по поведению вертолётного дозиметра было видно, что жёсткая, мощная радиация уходит из реак тора в небо несколькими «столбами». Оче видно, каждый луч радиации вырывался в местах наибольшего разрушения верхней 331
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz