Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ налетал на Ка-32?». Я ответил: «Около 150». Он: «Вот видишь! А ты говоришь, что авиагоризонт плох». Никогда не летав ший и не управлявший в сложных метео условиях своим полётом чиновник даже в принципе не мог понять того, что плохой авиагоризонт львиную долю потенциаль ных человеческих возможностей заставля ет затрачивать на сложное приборное пи лотирование, т.е. сначала на обеспечение полётной безопасности, и только остатки на тактические решения полётных задач. Те из лётчиков кто не научен, и не умет видеть меры необходимости и достаточ ности таких перераспределений своего внимания, в постоянно меняющихся окру жающих полётных обстоятельствах, очень сильно рискуют, особенно с плохим ави агоризонтом. Объясняться же на эту тему ещё раз было бесполезно, об этом в моих статьях было написано не мало. Кроме того, в своих полётах несколь ко раз наблюдал значительные самопроиз вольные уменьшения мощностей двига телей (до 50%) и потери высоты в очень плотных облаках без признаков обледене ния, до выхода из этих странных облачных зон. Ни я, ни наша наука объяснить это явление до сих пор не могут, а оно, меж ду прочим, возникая неожиданно и меняя параметры вопреки воли лётчика делает известные заявления о всепогодности того или иного летательного аппарата не более, чем рекламными, т.е. не подтверждённы ми и опасными. В общем, пока летал, скопилось нема ло вопросов, правильные ответы на кото рые были способны значительно умень шить в будущем закономерно уже случив шиеся многие катастрофы вертолётов и самолётов. Не сумев в своё время досту чаться самыми главными из этих вопро сов до уполномоченных для их решения и объяснения специалистов и понимая, что в этом направлении ничего предпринимать ся и делаться не будет, я, уйдя на лётную пенсию, решил остаться около полётов, чтобы увидеть, сколько же понадобится время, потерь и ущерба, чтобы професси ональный интеллект нашей авиационной элиты проснулся и стал работать. В лётной комнате нашего ЛИКа (лёт ного испытательного комплекса) в плакат ной, наглядной форме стал доводить до лётчиков отдельные, особо важные пило тажные моменты, найденные и успешно используемые мной в своей лётной прак тике. Поиски наиболее доходчивых форм рисунков, графиков и текстов, по-настоя щему увлекали, но не было уверенности в полном понимании лётчиками некоторых из моих планшетов, например того, где я объяснял свой метод комплексирования параметров тангажа и воздушной ско рости, очень разгружавший пилотажное внимание в приборных полётах с любым интенсивным маневрированием, включая энергичный переход на авторотацию. У наших аэродинамиков и некоторых лётчи ков срабатывал известный консерватизм в конкретном случае, заключающийся в вос приятии параметров тангажа и воздушной скорости по самолётному, т.е. как различ ных элементов полёта. Но если аэродина микам в кабинетах безопасно не понимать, что тангаж и воздушная скорость на вер толёте Ка-27 (Ка-32) это одно и то же, то лётчикам любой квалификации, оставаясь на своих старых заученных позициях, не возможно сохранять приемлемый уровень безопасности в приборных полётах с пло хим авиагоризонтом, управляя скоростью полёта и тангажом отдельно друг от друга, т.е. в разделённых временных интервалах тогда, как тангаж на вертолёте, являясь законодателем для воздушной скорости, позволяет лётчику практически не ограни ченно долго не отвлекаться на приборный 324
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz