Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности дающейся прогнозу. На севере в условиях сплошной полярной ночи экран локатора всегда был открыт и я при заходах на по садку в плохих метеоусловиях привык им очень оперативно пользоваться. В этом же перелёте, начавшемся в Мурманске ещё в светлое время, штурман закрыл экран специальным резиновым тубусом. Поэто му я потерял несколько минут (до докла да штурмана) с принятием решения на пробивание облачности и вынужденную посадку. Пробить же облака над водной или ледовой поверхностью мне не состав ляло особого труда. Я и принял решение произвести экстреннее не инструктивное снижение, которое с высоты 2400 метров крутой спиралью до момента визуального контакта в лучах вертолётных специаль ных прожекторов с ледовой поверхностью озера заняло времени меньше минуты. При этом сброшенный ОШ и большая скорость полёта, направленная вниз на верняка уменьшили рост температур ма сел (определять было уже невозможно из-за стрелок температурных приборов, давно вставших на свои упоры) и как-то охладили редуктор, т.к. перестало тянуть из фюзеляжа горелым маслом и непри вычным теплом. Опасаясь проваливания под вертолётом мокрого льда, долетели до близкого обрывистого берега и благо получно приземлились. Повезло, что на высоком берегу быстро отыскали прогал в плотном и высоком сосновом лесу прямо от берега к небольшой сугробисто засне женной полянке. Приземление получи лось не сразу. Первая попытка привела к заваливанию вертолёта на бок. Пришлось энергично взлететь и, переместившись в сторону метра на 2-3 приземлиться снова. После замены вентилятора, масла и акку муляторов, прибывшей на место нашей вынужденной посадки аварийной брига ды, через три дня, наконец, приземлились в Люберцах. Этот вертолёт, несмотря на жестокое физическое испытание важней ших агрегатов в виде сильного перегрева позже отработал весь положенный ресурс без замен и ремонтов. Главная деталь причины этого лётного происшествия в виде полного и мгновен ного разрушения всех лопаток высокообо ротного вентилятора не привела к тяжё лому исходу только потому, что конструк торы очень предусмотрительно обрамили диск с лопатками по внешнему радиусу крепким неподвижным кожухом-поясом. Видимо, одна лопатка, сломавшись по ка кой-то причине, мгновенно поломала и все остальные. Все они, ударившись о кожух, осыпались на пол подкапотного простран ства, совершенно не повредив фюзеляж, электропроводку, трубопроводы и топлив ные баки, в общем, всё то, что находилось в плоскости вращения этого вентилятора, и очень важно, что одна разрушившаяся лопатка в кожухе ломает все остальные, не увеличивая при этом дисбаланс диска. В противном случае вибрация привода вен тилятора вполне могла бы быстро начать разрушать и редуктор. В общем, кожух предотвратил очень серьёзное лётное про исшествие. Ведь было не мало случаев, когда разлетающиеся лопатки, поражая и пробивая всё на своём пути, становились причинами, очень усугубляющими лётное происшествие. Этот кожух на Ка-27 ока зался одним из многих фактов высокой конструкторской зрелости его создателей. Моё мнение, что этот вертолёт, соз данный для боевых операций с учётом возможного противодействия противника, вполне реально в мирное время претен дует на лётную эксплуатацию не только в пределах определённого ему ресурса, но и намного большую, до выработки и по ломки в полёте какого-либо любого агре гата, его послеполётной замены или ис- 317
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz