Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности дающейся прогнозу. На севере в условиях сплошной полярной ночи экран локатора всегда был открыт и я при заходах на по­ садку в плохих метеоусловиях привык им очень оперативно пользоваться. В этом же перелёте, начавшемся в Мурманске ещё в светлое время, штурман закрыл экран специальным резиновым тубусом. Поэто­ му я потерял несколько минут (до докла­ да штурмана) с принятием решения на пробивание облачности и вынужденную посадку. Пробить же облака над водной или ледовой поверхностью мне не состав­ ляло особого труда. Я и принял решение произвести экстреннее не инструктивное снижение, которое с высоты 2400 метров крутой спиралью до момента визуального контакта в лучах вертолётных специаль­ ных прожекторов с ледовой поверхностью озера заняло времени меньше минуты. При этом сброшенный ОШ и большая скорость полёта, направленная вниз на­ верняка уменьшили рост температур ма­ сел (определять было уже невозможно из-за стрелок температурных приборов, давно вставших на свои упоры) и как-то охладили редуктор, т.к. перестало тянуть из фюзеляжа горелым маслом и непри­ вычным теплом. Опасаясь проваливания под вертолётом мокрого льда, долетели до близкого обрывистого берега и благо­ получно приземлились. Повезло, что на высоком берегу быстро отыскали прогал в плотном и высоком сосновом лесу прямо от берега к небольшой сугробисто засне­ женной полянке. Приземление получи­ лось не сразу. Первая попытка привела к заваливанию вертолёта на бок. Пришлось энергично взлететь и, переместившись в сторону метра на 2-3 приземлиться снова. После замены вентилятора, масла и акку­ муляторов, прибывшей на место нашей вынужденной посадки аварийной брига­ ды, через три дня, наконец, приземлились в Люберцах. Этот вертолёт, несмотря на жестокое физическое испытание важней­ ших агрегатов в виде сильного перегрева позже отработал весь положенный ресурс без замен и ремонтов. Главная деталь причины этого лётного происшествия в виде полного и мгновен­ ного разрушения всех лопаток высокообо­ ротного вентилятора не привела к тяжё­ лому исходу только потому, что конструк­ торы очень предусмотрительно обрамили диск с лопатками по внешнему радиусу крепким неподвижным кожухом-поясом. Видимо, одна лопатка, сломавшись по ка­ кой-то причине, мгновенно поломала и все остальные. Все они, ударившись о кожух, осыпались на пол подкапотного простран­ ства, совершенно не повредив фюзеляж, электропроводку, трубопроводы и топлив­ ные баки, в общем, всё то, что находилось в плоскости вращения этого вентилятора, и очень важно, что одна разрушившаяся лопатка в кожухе ломает все остальные, не увеличивая при этом дисбаланс диска. В противном случае вибрация привода вен­ тилятора вполне могла бы быстро начать разрушать и редуктор. В общем, кожух предотвратил очень серьёзное лётное про­ исшествие. Ведь было не мало случаев, когда разлетающиеся лопатки, поражая и пробивая всё на своём пути, становились причинами, очень усугубляющими лётное происшествие. Этот кожух на Ка-27 ока­ зался одним из многих фактов высокой конструкторской зрелости его создателей. Моё мнение, что этот вертолёт, соз­ данный для боевых операций с учётом возможного противодействия противника, вполне реально в мирное время претен­ дует на лётную эксплуатацию не только в пределах определённого ему ресурса, но и намного большую, до выработки и по­ ломки в полёте какого-либо любого агре­ гата, его послеполётной замены или ис- 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz