Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ взятием ручки на себя, т.е. увеличением перегрузки, подъёмом носа вертолёта и уменьшением скорости. Получилось. Из спирали вышел всё равно на большой ско­ рости и малой высоте. На старте уже стоял истребитель очередного номера и уже, не имея времени на нормальное торможение, и чтобы не менять динамику своего полё­ та, я, проскочив поперёк взлётной полосы над истребителем, приземлился на рулёж­ ку по-самолётному. В этом показе принимал участие и лёт- чик-испытатель Владимир Илюшин. Его новый истребитель, пробежав по взлётной полосе не более 100 метров, взлетел и сра­ зу же стал выполнять вертикальную вось­ мёрку. Верхняя её половина выполнялась с отрицательной перегрузкой. Замкнув эту невероятно красивую пилотажную фигуру внизу, Илюшин тут же и приземлился, т.е. в точке, откуда взлетал, напротив трибуны. На коротком разборе закончившего­ ся показного пилотажа я стоял рядом с Владимиром. Маршал Кутахов, подходя к каждому по очереди, говорил какие-то слова, в основном поощрительные. По­ дойдя к Илюшину, восхитился его лётным мастерством, сказал, что как бывший лёт­ чик по-хорошему ему завидует. Владимир ответил: «Товарищ маршал! Бывших лёт­ чиков не бывает! Уверен, если Вы и сейчас сядете в кабину, то слетаете ещё лучше!». Подойдя ко мне, маршал сказал: «Ну, вот что ты сделал? Мы же понимаем, разо­ гнался, улетел, куда то с глаз на высоту. А ты бы подцепил груз 5 тонн и завис, было бы лучше». Я был слегка обескуражен, не сразу понял, что маршал выговаривал мне за обесцвечивание пилотажных номеров его военных лётчиков-вертолётчиков. На эту мысль позже натолкнул меня стар­ ший лётчик-испытатель фирмы «Миля» Гурген Карапетян, тоже участвующий в показе на огромном своём вертолёте Ми- 26 и сам отлично видевший эту разницу. Маршал выговорить-то мне выговорил, но через день приехал со своей огромной свитой к нам на фирму, думаю, и для того чтобы, через нашего генерального побли­ же познакомиться с вертолётом, ещё неви­ данных им динамических способностей. Я же был очень доволен своим пилотажным комплексом и новыми познаниями этого вертолёта. Позже, пришлось воспользоваться по­ хожим приёмом экстренного не инструк­ тивного, уже аварийного вынужденного снижения с эшелона 2400 метров в сплош­ ной облачности с обледенением, ночью. Тогда, возможно именно этот осознанно примененный приём позволил сохранить вертолёт с развалившимся вентилятором трёх масляных радиаторов. Случилось это примерно между Петрозаводском и Вологдой. Удар и быстрый рост темпера­ тур масел двух двигателей и редуктора не оставили шансов долететь до какой-либо посадочной системы для юридически обо­ снованного снижения и выхода из облаков с официальным нижним краем 50 метров. Выручил бортовой обзорный радиолока­ тор и штурман Генадий Шилин. Быстро повеяло излишним теплом из фюзеляжа, и появился запах горелого масла. Уточняя место нашего положения для доклада по радио о неотвратимо приближающемся покидании вертолёта экипажем на пара­ шютах, получил доклад Шилина: «Нахо­ димся над Онежским озером в районе его восточной части. Вижу на экране локато­ ра». Этот наш перелёт был завершающим вторую полярную авиационную ночную экспедицию уже под руководством Вален­ тина Качалоевского, когда мы снова бази­ ровались на атомном ледоколе «Сибирь» и когда, едва ли не каждые сутки прихо­ дилось пробивать облака не однократно и вниз, и вверх, при любой погоде, непод- 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz