Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ взятием ручки на себя, т.е. увеличением перегрузки, подъёмом носа вертолёта и уменьшением скорости. Получилось. Из спирали вышел всё равно на большой ско рости и малой высоте. На старте уже стоял истребитель очередного номера и уже, не имея времени на нормальное торможение, и чтобы не менять динамику своего полё та, я, проскочив поперёк взлётной полосы над истребителем, приземлился на рулёж ку по-самолётному. В этом показе принимал участие и лёт- чик-испытатель Владимир Илюшин. Его новый истребитель, пробежав по взлётной полосе не более 100 метров, взлетел и сра зу же стал выполнять вертикальную вось мёрку. Верхняя её половина выполнялась с отрицательной перегрузкой. Замкнув эту невероятно красивую пилотажную фигуру внизу, Илюшин тут же и приземлился, т.е. в точке, откуда взлетал, напротив трибуны. На коротком разборе закончившего ся показного пилотажа я стоял рядом с Владимиром. Маршал Кутахов, подходя к каждому по очереди, говорил какие-то слова, в основном поощрительные. По дойдя к Илюшину, восхитился его лётным мастерством, сказал, что как бывший лёт чик по-хорошему ему завидует. Владимир ответил: «Товарищ маршал! Бывших лёт чиков не бывает! Уверен, если Вы и сейчас сядете в кабину, то слетаете ещё лучше!». Подойдя ко мне, маршал сказал: «Ну, вот что ты сделал? Мы же понимаем, разо гнался, улетел, куда то с глаз на высоту. А ты бы подцепил груз 5 тонн и завис, было бы лучше». Я был слегка обескуражен, не сразу понял, что маршал выговаривал мне за обесцвечивание пилотажных номеров его военных лётчиков-вертолётчиков. На эту мысль позже натолкнул меня стар ший лётчик-испытатель фирмы «Миля» Гурген Карапетян, тоже участвующий в показе на огромном своём вертолёте Ми- 26 и сам отлично видевший эту разницу. Маршал выговорить-то мне выговорил, но через день приехал со своей огромной свитой к нам на фирму, думаю, и для того чтобы, через нашего генерального побли же познакомиться с вертолётом, ещё неви данных им динамических способностей. Я же был очень доволен своим пилотажным комплексом и новыми познаниями этого вертолёта. Позже, пришлось воспользоваться по хожим приёмом экстренного не инструк тивного, уже аварийного вынужденного снижения с эшелона 2400 метров в сплош ной облачности с обледенением, ночью. Тогда, возможно именно этот осознанно примененный приём позволил сохранить вертолёт с развалившимся вентилятором трёх масляных радиаторов. Случилось это примерно между Петрозаводском и Вологдой. Удар и быстрый рост темпера тур масел двух двигателей и редуктора не оставили шансов долететь до какой-либо посадочной системы для юридически обо снованного снижения и выхода из облаков с официальным нижним краем 50 метров. Выручил бортовой обзорный радиолока тор и штурман Генадий Шилин. Быстро повеяло излишним теплом из фюзеляжа, и появился запах горелого масла. Уточняя место нашего положения для доклада по радио о неотвратимо приближающемся покидании вертолёта экипажем на пара шютах, получил доклад Шилина: «Нахо димся над Онежским озером в районе его восточной части. Вижу на экране локато ра». Этот наш перелёт был завершающим вторую полярную авиационную ночную экспедицию уже под руководством Вален тина Качалоевского, когда мы снова бази ровались на атомном ледоколе «Сибирь» и когда, едва ли не каждые сутки прихо дилось пробивать облака не однократно и вниз, и вверх, при любой погоде, непод- 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz