Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности комплекс, я буду вынужден отстранить Вас от тренировочных полётов и вообще от участия в показе». Каманин, конечно, был прав. Ему было необходимо предста вить перед высоким руководством страны управляемую группу из сборных лётчиков с предсказуемыми действиями в воздухе. При тренировочных полётах, наблю дая за групповым и одиночным пилота- жём военных одновинтовых вертолётов, у меня сложился план своего комплекса маневров, на мой взгляд, наглядно и рази тельно отличающийся, как повышенной маневренностью, так и боевитостью соо сного вертолёта. В своих тренировочных полётах, чтобы не привлекать особого внимания, боевитость отрабатывал при значительно урезанной мощности двига телей. А когда пришло время показа, дал вертолёту полную взлётную волю. Пред варительно облегченный минимальной то пливной заправкой, вертолёт, введенный в горку с тангажём 45° на большой скоро сти и взлётной мощности двигателей так резво пошёл вверх, что, через несколько секунд, оказался на высоте 900 метров. Чтобы остановиться, пришлось много сбрасывать ОШ, но и после плоского (пе дального) разворота на 180° (носом к зем ле) вертолёт ещё какое-то время набирал высоту хвостом вперёд. По ориентирам на земле с удивлением увидел, что вертолёт находится точно над точкой начала манев ра, т.е. сделал полупетлю, значит вторую половину полупетли, набирая высоту, ле тел спиной вперёд. По лётному плану по сле поворота на горке, я должен был пики ровать в точку начала ввода в этот маневр, а потому как эта точка оказалась строго подо мной, пришлось пикировать верти кально. Воздушная скорость понеслась к своему предельному максимальному зна чению в таком невероятном темпе, что заранее понадобилось искать способ как остановить её бешеный рост или вывести вертолёт в нормальное положение и пре кратить дальнейшее выполнение задания. Надо мной висела ещё одна проблема. Ка ждому лётчику на показ отпускалось не более 4 минут. К моменту, когда я оказался на высоте порядка 1000 метров, отпущен ного мне времени оставалось не более 20 секунд и снизиться инструктивным мето дом вовремя я никак уже не мог. Значит, задержал бы пилотаж очередного номера, значит, нарушил бы отработанный общий порядок всего показа, как, впрочем, и в случае вынужденного прекращения сво его задания. Неожиданно оказавшись на истребительной высоте, я быстро осознал возникнущие последующие проблемы. Вот поэтому стал искать способ не ин структивного, быстрого снижения. Заме тив рост воздушной скорости как у сво бодно падающей большой массы, не ме няя вертикального положения фюзеляжа, дал сначала незначительно ручку управле ния влево и на себя. При возникшей кру той спирали сразу заметил уменьшение темпа роста воздушной скорости. Потому, как скорость уже была близка к предельно допустимой, пришлось поспешить с экс периментом, потянул ручку управления на себя уже с неким пристрастием. Стрелка прибора воздушной скорости сразу, как будто налетев на препятствие, останови лась, но на значительной величине. При шлось ещё больше «тащить» ручку на себя, чтобы несколько уменьшить показание прибора скорости. Потому как, летел вер тикально к земле, высоты, через несколь ко витков сильно поубавилось. Возникла очередная проблема, как выйти из этого режима. Даже незначительное движение ручки вправо (против вращения) немед ленно приводило к возрастанию скорости. Сообразил, что возможность уменьшать крен нужно завоёвывать предварительным 315
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz