Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
^Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ ‘Боевой вертолёт %а-29ЛЙ5 О сновой его конструкции стала отработанная несущая систе ма вертолёта Ка-27. Способен выполнять комплексные боевые задачи. Вооружён скорострельным пулемётом, блоками неу правляемых ракет и другими вариантами подвесных боевых средств. Кроме того, вертолёт может быть использован для перевозки, десантирования и эвакуации раненых военнослужащих. Посадочный обзор (это то, что обеспечивает точность и плавность приземления) из кабины лёт чика значительно хуже, чем на наших ко рабельных вертолётах Ка-25 и Ка-27, но вполне достаточен для наземных посадок или посадок на широкие корабельные па лубы. Самыми запомнившимися моими ис пытаниями на этом вертолёте были пуски больших управляемых противокорабель ных ракет по целям на сухопутном поли гоне. Радиоуправление ракетой в воздухе осуществлялось через «кнюпель» боль шим пальцем правой руки. «Кнюпель» действовал как маленькое подобие вер толётной ручки управления. В попереч ном отношении управление полностью совпадало с самолётным, а вот в продоль ном, конструкторы, зачем-то, сделали всё наоборот, т.е. чтобы поднять улетающую ракету вверх нужно было «кнюпель» в ка бине подать вперёд. На самолёте или вер толёте для этого необходимо взять ручку на себя (назад). Перед пусками я тренировался нео бычному управлению летящей ракетой и направлению её в цель на стенде и, кажет ся, мне всё было ясно. Но первая же раке та показала свой норов. Процесс запуска заключался в предварительном сбросе ракеты. Затем автоматически включался двигатель и почти четырехметровая краса вица, рявкнув своим длинным огненным форсажём, появлялась из под вертолёта и сильно ускоряясь, уносилась вперёд. Зре лище незабываемое, но оно же заставляет забыть недавние стендовые навыки управ ления в пользу самолётных, давно въев шихся в «плоть и кровь». Одно неверное движение «кнюпелем» и полёт по высоте хорошо управляемой ракеты уже невоз можно исправить и направить точно в цель. При следующем пуске повторилось всё то же, но прибавилось понимание, что ракеты, отделившись от вертолёта, до за пуска двигателя не все выдерживают свою параллельность при свободном падении. Это приводит к тому, что при запуске ог ненный хвост иногда оказывается очень близко от вертолёта, тогда рёв двигателя ракеты сильно сгущается, и возникает тря ска вертолёта. На послеполётных разборах я стал просить наше руководство исправить странную ошибку конструкторов при про ектировании продольной системы управ ления ракеты. Это можно было сделать очень просто. На «кнюпеле» переставить местами и перепаять два электрических провода. В замен я обязывался попадать каждой ракетой не просто точно в цель, а в переднее или заднее колесо (по заказу), стоящей боком ко мне полигонной цели. Но наши меня не послушались, ссылаясь на то, что мы не имеем права изменять чужую конструкцию. После меня так же безрезультатно выпустил несколько ракет Е.И. Ларюшин. На этом наши испытания с 312
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz