Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ тоспособности сразу двух двигателей до взлётной мощности на земле без привязи. Суть способа заключалась в искусствен ном увеличении (без взятия ОШ) аэро динамического сопротивления лопастей НВ, реагируя на которое, автоматика вы водила двигатели на взлётную мощность. Сопротивление лопастей увеличивали специальными «мулинетками», которые крепились на триммерах. Обычно, после таких проверок, возникала необходимость заново регулировать триммерную аэроди намику каждой лопасти. Хороших специ алистов для этого было мало, да и опера ция достаточно трудоёмкая, поэтому на вертолёте, в результате, как правило, по вышался уровень вибрации. Из-за этого, этим способом старались не пользоваться, в том числе и на кораблях. Вместе с тем, в приказном порядке, военным лётчикам, после взлёта, запретили производить на бор высоты с вертикальной скоростью бо лее 3 м/с. Значительно была ограничена и максимальная скорость полёта. В общем, лётчики, летая, никогда не выходили даже на номинальный режим своих двигателей и не знали об их взлётных способностях. На одном из корабельных Ка-27 правый двигатель и не выдавал мощность, больше номинальной. Этот вертолёт с таким де фектом выполнял полёты до тех пор, пока в одном из них (в последнем) лётчику не пришлось по объективным причинам вы ключить левый двигатель. Вернуться на корабль и выполнить посадку на одном правом двигателе не составляло труда, но только в том случае, если бы этот двига тель не был дефектным. В этом же случае, вертолёт стал медленно, но неотвратимо снижаться. До корабля не долетев, выпол нил вынужденное приводнение. Экипаж цел, вертолёт затонул. Аварийная комис сия быстро выяснила все обстоятельства этого лётного происшествия, и команду ющий опять спросил мое мнение о вино вности лётчика. Я сказал, что лётчик не виновен. Независящими от него обстоя тельствами, он был лишён возможности проверять работоспособность своих дви гателей в спарке и поэтому не мог знать о дефективности правого двигателя. Расска зал о своём методе такой проверки в возду хе, заключающимся в уменьшении оборо тов НВ относительно равновесных на 3%. Примерно через Зс. оба двигателя выходят на свои взлётные мощности, которые хо рошо контролируются по «режимнику». Чтобы эта проверка не сопровождалась несколько странным изменением профиля полёта и поведением вертолёта, делаю это при энергичном разгоне скорости от 0 с энергичным набором высоты. Некоторые наши специалисты возразили, ссылаясь на не идентичность такой проверки с «мули- неточной». Командующий распорядился срочно выполнить сравнительный полёт. Полёт выдал полное совпадение прове ряемых параметров. Далее последовало указание всем лётчикам делать проверки работоспособности двигателей в спарке именно моим способом. По требованию заказчика, нашей фирме предстояло показать способность вертолёта Ка-27 с одним выключенным в полёте двигателем придти на корабль оди ночного базирования и произвести посад ку на маленькую посадочную площадку на ходу и в качку ±6°. Такая способность боевого корабельного вертолёта очень даже не лишняя. Этот вертолёт на одном двигателе мог лететь сколько угодно дол го, мог даже набирать высоту с хорошей вертикальной скоростью, но висеть в шти левых условиях не мог. Мощные воздуш ные завихрения над посадочной площад кой, из-за близких корабельных палубных надстроек, создают переменную ветровую ситуацию от штиля до сильного ветра лю- 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz