Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности ставать педали, и ему пришлось приспосо­ биться управлять вертолётом без педалей. Я был рад тому, что находка, в общем-то, рядовая для меня и статья о ней не утону­ ли в нашем заинтригованном авиацион­ ном быте, а принесла ощутимую пользу, надеюсь не только этому лётчику. Кстати, эта моя методическая находка прямо ука­ зывает конструктору на то, какое должно быть остекление кабины корабельного вертолёта. Пренебрежение этим условием приводило у заказчика к тяжёлым лётным происшествиям без понимания им глав­ ной тому причины. Вообще-то, в армии было много та­ лантливых лётчиков. Некоторых, отдавая должное их профессионализму, приходи­ лось даже защищать от армейской дисци­ плинарной машины, когда у неё был по­ вод жёстко наказать за случайную лётную ошибку и испортить карьеру без учёта их способностей и большой потенциальной пользы в общей авиационной копилке. Так случилось, когда молодой лейтенант перед взлётом забыл включить антиобле- денительную систему. Вспомнил об этом и включил её только тогда, когда вошёл в облака и вертолёт Ка-27 начал обледене­ вать. А дальше, подтаявший на лопастях лёд двумя «факелами» (с нижнего и верх­ него винтов) устремился в область перед вертолётом, затормозился и в большом количестве попал в оба двигателя, от чего они оба заглохли. Удивительное и достой­ ное восхищения случилось потом. Лётчик грамотно перешёл на режим авторотации, вышел под низкий нижний край облаков и без пробега благополучно приземлился. Кто видел ландшафт окружающий аэро­ дром Североморска, на мой взгляд «хуже лунного», тот знает, почему нельзя было допустить ни метра пробега после при­ земления. Так качественно выполнить ава­ рийную посадку вне аэродрома с огром­ ным дефицитом располагаемого времени, случайно нельзя. И когда командующий сказал мне, что хочет отстранить этого лётчика от полётов с последующими про­ должениями для него неприятностей, я рекомендовал этого не делать потому, как этот лётчик уже обнаружил свой талант и умение правильно действовать в экс­ тремальных условиях, хотя сам себе их и создал. Эти качества встречаются весьма не часто, и не следует их зарывать. Вы­ полнив в прошлом большое количество таких посадок, с целью отыскания опти­ мальных моментов для начала предпоса­ дочных действий органами управления и оптимальных действий самими органами во время авторотационных посадок без пробега, я хорошо понимал, что должен был сделать лётчик, чтобы приземлиться и не повредить при этом вертолёт. Понял я и другое. Описывая в инструкции по тех­ нике пилотирования непростые предпо­ садочные и посадочные действия лётчика вытекающие из большой вертикальной скорости снижения авторотирующего со­ осного вертолёта и сравнительно малого момента инерции НВ, рассчитывал на то, что лётчики не прошедшие специального обучения таким посадкам, внимательно прочитав мои рекомендации, при вынуж­ денных приземлениях вне аэродромов смогут, хотя бы, не погубить свой экипаж и себя. Этот же случай показал, что текст и положения в этой части инструкции мне удались. Другой случай был связан с потерей вертолёта в море при полётах с корабля. Это лётное происшествие интересно не­ отвратимостью и чёткостью действий не­ благоприятных факторов, если люди им потворствуют и позволяют собираться в критическую массу. В своё время, на нашей фирме специ­ алисты придумали способ проверки рабо- 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz