Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности ставать педали, и ему пришлось приспосо биться управлять вертолётом без педалей. Я был рад тому, что находка, в общем-то, рядовая для меня и статья о ней не утону ли в нашем заинтригованном авиацион ном быте, а принесла ощутимую пользу, надеюсь не только этому лётчику. Кстати, эта моя методическая находка прямо ука зывает конструктору на то, какое должно быть остекление кабины корабельного вертолёта. Пренебрежение этим условием приводило у заказчика к тяжёлым лётным происшествиям без понимания им глав ной тому причины. Вообще-то, в армии было много та лантливых лётчиков. Некоторых, отдавая должное их профессионализму, приходи лось даже защищать от армейской дисци плинарной машины, когда у неё был по вод жёстко наказать за случайную лётную ошибку и испортить карьеру без учёта их способностей и большой потенциальной пользы в общей авиационной копилке. Так случилось, когда молодой лейтенант перед взлётом забыл включить антиобле- денительную систему. Вспомнил об этом и включил её только тогда, когда вошёл в облака и вертолёт Ка-27 начал обледене вать. А дальше, подтаявший на лопастях лёд двумя «факелами» (с нижнего и верх него винтов) устремился в область перед вертолётом, затормозился и в большом количестве попал в оба двигателя, от чего они оба заглохли. Удивительное и достой ное восхищения случилось потом. Лётчик грамотно перешёл на режим авторотации, вышел под низкий нижний край облаков и без пробега благополучно приземлился. Кто видел ландшафт окружающий аэро дром Североморска, на мой взгляд «хуже лунного», тот знает, почему нельзя было допустить ни метра пробега после при земления. Так качественно выполнить ава рийную посадку вне аэродрома с огром ным дефицитом располагаемого времени, случайно нельзя. И когда командующий сказал мне, что хочет отстранить этого лётчика от полётов с последующими про должениями для него неприятностей, я рекомендовал этого не делать потому, как этот лётчик уже обнаружил свой талант и умение правильно действовать в экс тремальных условиях, хотя сам себе их и создал. Эти качества встречаются весьма не часто, и не следует их зарывать. Вы полнив в прошлом большое количество таких посадок, с целью отыскания опти мальных моментов для начала предпоса дочных действий органами управления и оптимальных действий самими органами во время авторотационных посадок без пробега, я хорошо понимал, что должен был сделать лётчик, чтобы приземлиться и не повредить при этом вертолёт. Понял я и другое. Описывая в инструкции по тех нике пилотирования непростые предпо садочные и посадочные действия лётчика вытекающие из большой вертикальной скорости снижения авторотирующего со осного вертолёта и сравнительно малого момента инерции НВ, рассчитывал на то, что лётчики не прошедшие специального обучения таким посадкам, внимательно прочитав мои рекомендации, при вынуж денных приземлениях вне аэродромов смогут, хотя бы, не погубить свой экипаж и себя. Этот же случай показал, что текст и положения в этой части инструкции мне удались. Другой случай был связан с потерей вертолёта в море при полётах с корабля. Это лётное происшествие интересно не отвратимостью и чёткостью действий не благоприятных факторов, если люди им потворствуют и позволяют собираться в критическую массу. В своё время, на нашей фирме специ алисты придумали способ проверки рабо- 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz