Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

^Николай ‘Бездетное, (Валерий Алецеев_ и больше всего, пожалуй, долг лётчика-ис- пытателя заставили меня серьёзно зани­ маться поиском причин происходящего. В своей каюте, на листе бумаги, карандашом выполнил несколько геометрических ана­ литических рисунков, где воедино были увязаны различные пилотажные ситуации, крены палубы, висящий над центром по­ садочной площадки на различных высотах вертолёт и различные углы зрения лётчика на палубу. Быстро стала очевидной иллю­ зия смещения палубы при левом кренении её - вправо, при правом - влево. Лётчик, принимая иллюзорные смещения палубы за чистую монету, сам раскачивает вер­ толёт относительно центра посадочной площадки. Причём, чем круче угол зрения лётчика на палубу и чем меньше высота висения, тем меньше иллюзия. Стало по­ нятным, почему высокорослые лётчики на этих висениях претерпевают меньшие сложности, по сравнению с низкорослы­ ми. Стало понятным, почему раньше, ле­ тая на Ка-25 на кораблях, мне не очень мешала эта иллюзия, а именно, порог кабинной левой открытой двери на этом вертолёте был значительно ближе, чем на Ка-27 и потому угол зрения на качающу­ юся палубу был значительно круче. Само собой напросилась рекомендация себе и лётчикам: перед полётом регулировать си­ дение на самую высокую позицию, перед зависанием открыть дверь кабины, зави­ сать над качающейся палубой как можно ниже. В моём анализе просматривались и другие геометрические факторы, прямо и интересно влияющие на качество висения, такие как высота посадочной площадки над центром качания корабля, как период качания, но в родившихся рекомендаци­ ях все неблагоприятные факторы благо­ получно умещаются и становятся вполне сносными и безопасными для лётчиков любой квалификации. На корабле присутствовал мой лётный начальник В.Б. Альперович. Попросил его несколькими официальными эксперимен­ тальными полётами проверить и узако­ нить мою находку. Он ответил, что нам это не нужно, нужно как-нибудь, неважно как, закрыть пункты-требования, предъ­ являемые заказчиком к новому вертолёту, а уж разбираться с научными нюансами заказчик будет сам после принятия верто­ лёта на вооружение. У него для этого есть много своих институтов. Лягнув заказчика и его лётчиков, мой начальник мимоходом сильно задел и своих. Когда ещё заказчик примет вертолёт, а наши лётчики уже сей­ час могли бы и имели на это полное право, увеличить безопасность своих корабель­ ных полётов. Не согласившись со странной позици­ ей Альперовича я написал статью с черте­ жами, подробным объяснением своих ре­ комендаций, поместил её в одном из авиа­ ционных журналов и на этом успокоился. А через какое-то время на «Киеве» ночью в качку неудачно приземлился военный лётчик-испытатель, опытный, но неболь­ шого роста. Вертолёт разбит, погиб ма­ трос, находившийся на противопожарном посту по боевому расписанию. Лётчик ви­ димо не читал мою статью. А ещё позже, я был в Североморске, когда на Мурманский рейд пришёл «Киев» из дальнего, много­ месячного похода. На строевом собрании по поводу подведения итогов морского по­ хода обратил внимание на лётчика очень маленького роста. В перерыве подошёл к нему и поинтересовался, не было ли ему трудно производить посадки ночами при естественных океанских качках корабля. Он ответил, что раньше это было делать невероятно трудно, пока он не прочёл в журнале мою статью. Стал максимально поднимать пилотское сидение, и главная трудность исчезла, но ноги не стали до- 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz