Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
^Николай ‘Бездетное, (Валерий Алецеев_ и больше всего, пожалуй, долг лётчика-ис- пытателя заставили меня серьёзно зани маться поиском причин происходящего. В своей каюте, на листе бумаги, карандашом выполнил несколько геометрических ана литических рисунков, где воедино были увязаны различные пилотажные ситуации, крены палубы, висящий над центром по садочной площадки на различных высотах вертолёт и различные углы зрения лётчика на палубу. Быстро стала очевидной иллю зия смещения палубы при левом кренении её - вправо, при правом - влево. Лётчик, принимая иллюзорные смещения палубы за чистую монету, сам раскачивает вер толёт относительно центра посадочной площадки. Причём, чем круче угол зрения лётчика на палубу и чем меньше высота висения, тем меньше иллюзия. Стало по нятным, почему высокорослые лётчики на этих висениях претерпевают меньшие сложности, по сравнению с низкорослы ми. Стало понятным, почему раньше, ле тая на Ка-25 на кораблях, мне не очень мешала эта иллюзия, а именно, порог кабинной левой открытой двери на этом вертолёте был значительно ближе, чем на Ка-27 и потому угол зрения на качающу юся палубу был значительно круче. Само собой напросилась рекомендация себе и лётчикам: перед полётом регулировать си дение на самую высокую позицию, перед зависанием открыть дверь кабины, зави сать над качающейся палубой как можно ниже. В моём анализе просматривались и другие геометрические факторы, прямо и интересно влияющие на качество висения, такие как высота посадочной площадки над центром качания корабля, как период качания, но в родившихся рекомендаци ях все неблагоприятные факторы благо получно умещаются и становятся вполне сносными и безопасными для лётчиков любой квалификации. На корабле присутствовал мой лётный начальник В.Б. Альперович. Попросил его несколькими официальными эксперимен тальными полётами проверить и узако нить мою находку. Он ответил, что нам это не нужно, нужно как-нибудь, неважно как, закрыть пункты-требования, предъ являемые заказчиком к новому вертолёту, а уж разбираться с научными нюансами заказчик будет сам после принятия верто лёта на вооружение. У него для этого есть много своих институтов. Лягнув заказчика и его лётчиков, мой начальник мимоходом сильно задел и своих. Когда ещё заказчик примет вертолёт, а наши лётчики уже сей час могли бы и имели на это полное право, увеличить безопасность своих корабель ных полётов. Не согласившись со странной позици ей Альперовича я написал статью с черте жами, подробным объяснением своих ре комендаций, поместил её в одном из авиа ционных журналов и на этом успокоился. А через какое-то время на «Киеве» ночью в качку неудачно приземлился военный лётчик-испытатель, опытный, но неболь шого роста. Вертолёт разбит, погиб ма трос, находившийся на противопожарном посту по боевому расписанию. Лётчик ви димо не читал мою статью. А ещё позже, я был в Североморске, когда на Мурманский рейд пришёл «Киев» из дальнего, много месячного похода. На строевом собрании по поводу подведения итогов морского по хода обратил внимание на лётчика очень маленького роста. В перерыве подошёл к нему и поинтересовался, не было ли ему трудно производить посадки ночами при естественных океанских качках корабля. Он ответил, что раньше это было делать невероятно трудно, пока он не прочёл в журнале мою статью. Стал максимально поднимать пилотское сидение, и главная трудность исчезла, но ноги не стали до- 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz