Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности предрешённым. А вот аварийным комис сиям, при желании и по различным псев- додипломатическим причинам, нетрудно главную причину лётного происшествия, связанного с утратой лётчиком контроля за своим пространственным положением замаскировать второстепенной, их ведь бывает много, выбирай какую удобнее. Только однотипные катастрофы, при этом, будут повторяться и повторятся, пока не будет названа и только после этого устра нена их действительно главная причина. А пока, наблюдательный обыватель уже зна ет, что если ночь, туман или облака, то тех ника наверняка была исправной, а винова ты странные самоубийцы лётчики, с их пресловутыми человеческими факторами, которые выбирают моменты для сведения счётов со своими и чужими жизнями всег да почему-то в плохую погоду. Полёты вертолётов в море, ночью, на боевых кораблях, со взлётами и посадка ми на быстром ходу, в штормовую качку, в любую погоду (ночью в море видимость всё равно нулевая) - были задачами совер шенно новыми для выполнения этим ро дом авиации. Поэтому и у лётчиков-испы- тателей, как первопроходцев, было немало проблем, связанных именно с новизной этих задач. Хотя эти проблемы и не были такими глобальными, как описанные мной выше, но, тем не менее, за их благополуч ным решением стояла способность кон кретного лётчика спокойно воспринимать встречи с новыми явлениями, обязательно находить им физические объяснения, а значит и физические связи и на этой ос нове укрощать их. Не у всех это получа лось. Были и ошибки, были и человече ские жертвы. Опять же прослеживается огромная роль и значение средней школы. Именно в средней школе на составлениях уравнений и решениях геометрических задачек на построение можно научиться прослеживанию причинно-следственных связей в различных областях своей дея тельности. Я, в своё время окончил Мо сковский авиационный институт, но при разрешении своих и общезначимых полёт ных задачек, иногда весьма не простых, всегда с успехом пользовался приёмами средней школы. Это дольше, но надёжнее защитит от непоправимых ошибок. Ночью, при зависании и предпоса дочном висении над сильно качающейся (до ±10°) палубой корабля, все наши лёт- чики-испытатели испытывали крупные неприятности и где-то даже стыд, из-за неумения справиться с поразительной не устойчивостью этого режима, которая ни как не проявляла себя днём при хорошей видимости. Было совершенно не заметно, что лучшие, по всем показателям лётчи ки умели при этом действовать лучше, а бывало и совсем даже наоборот. Высо кий уровень техники пилотирования, его обладателям, не помогал выполнять эти висения безопаснее. Дело доходило до взаимных насмешек и упрёков. Особенно усердствовали лётчики, где-то слегка об делённые имиджем. Я, пролетав на верто лёте Ка-25 на многих уже кораблях, по-на- стоящему столкнулся с этой напастью на авианосце «Киев», на котором первым из летательных аппаратов приземлился мой Ка-27. И сразу же, в первую лётную ночь с качкой корабля начались и мои колыхания над палубой. Световое палубное посадоч ное «Т», сконструированное без участия лётчиков-вертолётчиков и внедрённое на корабле, никакой практической помощи не оказывало. Вдоволь попотев, стал думать о каких-то физиологических изменениях в моём организме, приведших к утрате прежних лётных навыков, выручавших меня при таких же полётах на многих дру гих кораблях. Через несколько лётных но чей с качками, всё это изрядно осточертело 30S
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz