Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности предрешённым. А вот аварийным комис­ сиям, при желании и по различным псев- додипломатическим причинам, нетрудно главную причину лётного происшествия, связанного с утратой лётчиком контроля за своим пространственным положением замаскировать второстепенной, их ведь бывает много, выбирай какую удобнее. Только однотипные катастрофы, при этом, будут повторяться и повторятся, пока не будет названа и только после этого устра­ нена их действительно главная причина. А пока, наблюдательный обыватель уже зна­ ет, что если ночь, туман или облака, то тех­ ника наверняка была исправной, а винова­ ты странные самоубийцы лётчики, с их пресловутыми человеческими факторами, которые выбирают моменты для сведения счётов со своими и чужими жизнями всег­ да почему-то в плохую погоду. Полёты вертолётов в море, ночью, на боевых кораблях, со взлётами и посадка­ ми на быстром ходу, в штормовую качку, в любую погоду (ночью в море видимость всё равно нулевая) - были задачами совер­ шенно новыми для выполнения этим ро­ дом авиации. Поэтому и у лётчиков-испы- тателей, как первопроходцев, было немало проблем, связанных именно с новизной этих задач. Хотя эти проблемы и не были такими глобальными, как описанные мной выше, но, тем не менее, за их благополуч­ ным решением стояла способность кон­ кретного лётчика спокойно воспринимать встречи с новыми явлениями, обязательно находить им физические объяснения, а значит и физические связи и на этой ос­ нове укрощать их. Не у всех это получа­ лось. Были и ошибки, были и человече­ ские жертвы. Опять же прослеживается огромная роль и значение средней школы. Именно в средней школе на составлениях уравнений и решениях геометрических задачек на построение можно научиться прослеживанию причинно-следственных связей в различных областях своей дея­ тельности. Я, в своё время окончил Мо­ сковский авиационный институт, но при разрешении своих и общезначимых полёт­ ных задачек, иногда весьма не простых, всегда с успехом пользовался приёмами средней школы. Это дольше, но надёжнее защитит от непоправимых ошибок. Ночью, при зависании и предпоса­ дочном висении над сильно качающейся (до ±10°) палубой корабля, все наши лёт- чики-испытатели испытывали крупные неприятности и где-то даже стыд, из-за неумения справиться с поразительной не­ устойчивостью этого режима, которая ни­ как не проявляла себя днём при хорошей видимости. Было совершенно не заметно, что лучшие, по всем показателям лётчи­ ки умели при этом действовать лучше, а бывало и совсем даже наоборот. Высо­ кий уровень техники пилотирования, его обладателям, не помогал выполнять эти висения безопаснее. Дело доходило до взаимных насмешек и упрёков. Особенно усердствовали лётчики, где-то слегка об­ делённые имиджем. Я, пролетав на верто­ лёте Ка-25 на многих уже кораблях, по-на- стоящему столкнулся с этой напастью на авианосце «Киев», на котором первым из летательных аппаратов приземлился мой Ка-27. И сразу же, в первую лётную ночь с качкой корабля начались и мои колыхания над палубой. Световое палубное посадоч­ ное «Т», сконструированное без участия лётчиков-вертолётчиков и внедрённое на корабле, никакой практической помощи не оказывало. Вдоволь попотев, стал думать о каких-то физиологических изменениях в моём организме, приведших к утрате прежних лётных навыков, выручавших меня при таких же полётах на многих дру­ гих кораблях. Через несколько лётных но­ чей с качками, всё это изрядно осточертело 30S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz