Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
^Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ ность участия в нужном деле для личного использования как можно большей части отпускаемых на это средств. А то, что это дело (идея), если ты его не «рожал», легко может быть загублено, так этого мало кто понимает и уж никакой ответственности не несёт. Не зря японцы охотятся за рос сийскими загубленными идеями. Во время моей лётной работы воз никало много больших и маленьких про блем, разрешение которых очень часто становилось личным делом. В одном из непростых для меня рабочих моментов обратился за помощью и разъяснением к своему лётному начальнику и услышал: «Мы тоже об этом ничего не знаем, вот ты слетаешь, мы и увидим». Мне тогда ну жен был хоть какой-нибудь материал для предварительного анализа перед сложным полётом, но не случилось. Такая позиция моего руководства меня вовремя насторо жила и помогла разглядеть наши лётные реалии под непривычным доселе углом. И уж потом были понятны и как-то не очень волновали другие случаи откровенного его самоотстранения от порой очень се рьёзных лётных проблем. Зато это хорошо стимулировало самостоятельную анали тическую работу. Находками всегда де лился со своими товарищами-лётчиками или описывал их в различных журналах, и считал это самой главной своей мораль ной обязанностью, исполнение которой снимало с меня ощущение какого-то груза. Я никогда не представлял себе мас штабность интриганства, а возможно пу таю это с дилетантством в научных ави ационных кругах, с которым пришлось познакомиться во время наших работ на стенде над новой, весьма перспективной, приборной индикацией для лётчиков, пи лотирующих в сложных метеоусловиях. Вижу очень прочные связи этих негатив ных черт с последующими и нынешними катастрофами исправных вертолётов и самолётов по причине потерь лётчиками, иногда весьма опытными, своего про странственного положения в приборных полётах. Удивляют методы расследования этих однотипных катастроф, похожие на со крытие истинных, главных причин. Дело в том, что любая катастрофа всегда является следствием стечения ряда неблагоприят ных обстоятельств до критической массы. В этом перечне одновременно могут быть очень весомые обстоятельства и не очень. Часто с несколькими дежурными мелкими обстоятельствами сожительствуют и лёт чики, и их руководители привыкают к их постоянному присутствию. При этом их количество может иногда увеличиваться или уменьшаться, не достигая критическо го состояния. Другое дело, когда возникает и присоединяется к мелким весьма весо мое неблагоприятное обстоятельство. Оно сразу и «неожиданно» для многих делает ситуацию критической. Я считаю главным, но хорошо замаскированным при полётах в простых метеоусловиях неблагоприят ным обстоятельством, всегда присутству ющим около лётчика, неинформативный авиагоризонт. Только оказавшись в пло хих погодных условиях, лётчик «вдруг» сталкивается с неподвижным, а потому и плохо управляемым и силуэтиком, и, как следствие, самим летательным аппаратом. В простых погодных условиях любой лёт чик может летать и успешно выполнять стандартные полётные задачи вообще без авиагоризонта. Поэтому многие до поры до времени не видят притаившейся рядом с ними серьёзной опасности. Возникнове ние нестандартной ситуации в сочетании с плохим авиагоризонтом и есть самое весо мое условие для быстрого набора крити ческой массы неприятностей, это когда не благоприятный исход полёта становится 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz