Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Нм и их расположении в кабине, собирать и оценивать в едином времени всю постоян но и динамично изменяющуюся пилотаж ную информацию на сложном переходном режиме и, тем более управлять ею с целью нормального или вынужденного ночного, приборного приводнения. Хочу заострить внимание читателя на том, что вертолёт ные посадочные фары и осветительные прожекторы поверхность чистой воды никак не обозначают и могут быть только причиной целого ряда опасных визуаль ных иллюзий. Тогда же у меня созрело, вполне технически реализуемое предло жение о необходимом изменении и самих приборов и компоновки их информацион ных полей. Несколько лет ушло на мои до казательства острой необходимости таких изменений, если фирма всерьёз и надолго решила связаться с морской противоло дочной всепогодной тематикой. Для этого использовал и свои статьи в авиационных журналах, и диалог, и докладные запи ски своим руководителям. Наконец, один из заместителей главного конструктора, Игорь Александрович Эрлих, сказал, что его заинтересовало моё предложение. Стал вникать в его подробности, как основы перспективного значительного упрощения приборного пилотирования до возможно сти выполнения сложных элементов, та ких как благополучное ручное аварийное приводнение, или ручное приземление са молёта на полосу при полном отсутствии видимости, доступных лётчикам пока ещё только в визуальном полёте. В моём техни ческом предложении одним из основных, важных и абсолютно необходимых инди кационных приборных изменений была замена неподвижного силуэтика - симво ла самолёта, как это есть в авиагоризонте ПКП-77 на подвижный, как в авиагоризон те АГК-47Б. Причём изменение тангажа изображается не как перемещение силуэ тика по вертикали, а как натуральное из менение тангажа у реального самолёта. Я, таким образом, выигрывал вертикальное поле прибора для индикации радио высо ты и динамики её изменения, что необхо димо для упрощения расчёта ручного при борного приземления, как вертолёта, так и самолёта. Поняв многие пилотажные вы годы моего предложения, Эрлих активно, как это он умел, приступил к созданию по- лунатурного пилотажного стенда на базе ГОС НИИ Авиационной и Космической медицины (сейчас это Институт Военной Медицины). Тогда кабинных дисплеев ещё не было даже в зародыше. Вместо электронного индикатора предполага ли использовать миниатюрный телеви зор «Юность». Кабина вертолёта, органы управления, компьютер, и аналоговый вы числитель были привезены с нашего вер толётного завода. Эрлих осуществлял об щее руководство нашей группы. Я отвечал за идеологию приборного предоставления лётчику комплексной образной пилотаж ной информации, наподобие той, которую он видит в визуальном полёте. Подвиж ный и управляемый лётчиком электрон ный символ самолёта на нашем неподвиж ном стенде должен был обладать, хотя бы приблизительным характером реального вертолёта, его динамическим подобием. Этим занимался Эдуард Арутюнович Петросян. Превращением математических алгоритмов в физические характеристики символа самолёта. Поддерживанием аппа ратуры в рабочем состоянии занимались Валерий Воробьёв и Генадий Самочатов. Превращением моих виртуальных пи лотажно-информационных символов на экране компьютера в реальные занимался молодой программист Володя Луканичев. Кроме этой команды, вокруг нашего стен да постоянно присутствовали несколько специалистов из института и академии 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz