Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Нм и их расположении в кабине, собирать и оценивать в едином времени всю постоян­ но и динамично изменяющуюся пилотаж­ ную информацию на сложном переходном режиме и, тем более управлять ею с целью нормального или вынужденного ночного, приборного приводнения. Хочу заострить внимание читателя на том, что вертолёт­ ные посадочные фары и осветительные прожекторы поверхность чистой воды никак не обозначают и могут быть только причиной целого ряда опасных визуаль­ ных иллюзий. Тогда же у меня созрело, вполне технически реализуемое предло­ жение о необходимом изменении и самих приборов и компоновки их информацион­ ных полей. Несколько лет ушло на мои до­ казательства острой необходимости таких изменений, если фирма всерьёз и надолго решила связаться с морской противоло­ дочной всепогодной тематикой. Для этого использовал и свои статьи в авиационных журналах, и диалог, и докладные запи­ ски своим руководителям. Наконец, один из заместителей главного конструктора, Игорь Александрович Эрлих, сказал, что его заинтересовало моё предложение. Стал вникать в его подробности, как основы перспективного значительного упрощения приборного пилотирования до возможно­ сти выполнения сложных элементов, та­ ких как благополучное ручное аварийное приводнение, или ручное приземление са­ молёта на полосу при полном отсутствии видимости, доступных лётчикам пока ещё только в визуальном полёте. В моём техни­ ческом предложении одним из основных, важных и абсолютно необходимых инди­ кационных приборных изменений была замена неподвижного силуэтика - симво­ ла самолёта, как это есть в авиагоризонте ПКП-77 на подвижный, как в авиагоризон­ те АГК-47Б. Причём изменение тангажа изображается не как перемещение силуэ­ тика по вертикали, а как натуральное из­ менение тангажа у реального самолёта. Я, таким образом, выигрывал вертикальное поле прибора для индикации радио высо­ ты и динамики её изменения, что необхо­ димо для упрощения расчёта ручного при­ борного приземления, как вертолёта, так и самолёта. Поняв многие пилотажные вы­ годы моего предложения, Эрлих активно, как это он умел, приступил к созданию по- лунатурного пилотажного стенда на базе ГОС НИИ Авиационной и Космической медицины (сейчас это Институт Военной Медицины). Тогда кабинных дисплеев ещё не было даже в зародыше. Вместо электронного индикатора предполага­ ли использовать миниатюрный телеви­ зор «Юность». Кабина вертолёта, органы управления, компьютер, и аналоговый вы­ числитель были привезены с нашего вер­ толётного завода. Эрлих осуществлял об­ щее руководство нашей группы. Я отвечал за идеологию приборного предоставления лётчику комплексной образной пилотаж­ ной информации, наподобие той, которую он видит в визуальном полёте. Подвиж­ ный и управляемый лётчиком электрон­ ный символ самолёта на нашем неподвиж­ ном стенде должен был обладать, хотя бы приблизительным характером реального вертолёта, его динамическим подобием. Этим занимался Эдуард Арутюнович Петросян. Превращением математических алгоритмов в физические характеристики символа самолёта. Поддерживанием аппа­ ратуры в рабочем состоянии занимались Валерий Воробьёв и Генадий Самочатов. Превращением моих виртуальных пи­ лотажно-информационных символов на экране компьютера в реальные занимался молодой программист Володя Луканичев. Кроме этой команды, вокруг нашего стен­ да постоянно присутствовали несколько специалистов из института и академии 302

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz