Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
^Николай ‘Бездетное, (Валерий Алецеев_ на корабле с маленькой посадочной пло щадкой при бортовой качке ±10°. После приземления и сброса ОШ, вертолёт вдруг самопроизвольно стал разворачиваться носом по крену корабля и, преодолевая трение стояночного тормоза, покатился к близкому борту. Быстро сделали доработ ку, предотвращающую разворот передних колёс и механически укрепили тормозной момент колёс основного шасси. Второй случай на авианосце «Киев». При ветре силой 20 м/с. слева под углом 15° к взлёт но-посадочной полосе, после приземления и сброса ОШ вертолёт, на мокрой палубе, захлёстываемой брызгами морской воды, на правом большом крене корабля, боком начал юзить в сторону близких корабель ных надстроек. Сочетание большого пра вого крена, мокрой палубы и сильного ветра слева неожиданно оказалось доста точным для юза вертолёта вправо вместе с противоскользящей сеткой. В этот раз на борту тоже присутствовал М. Зэдгенидзе. Я повторяю это имя потому, что он и сей час работает на фирме и наверняка преис полнен живой памятью о тех событиях. Эти случаи обошлись без потерь толь ко благодаря своевременному глубокому обыгрыванию способов и конкретных действий по нейтрализации подобных ситуаций. Любая инициативная лётная смелость лётчика основана на чувстве безопасности её исполнения и формиру ется на базе предварительных расчётов или личного опыта. Но верность расчётов, в огромной степени, зависит от навыков в исключительно правильном составле нии математических уравнений в средней школе. Как бы не хотелось очень большо му количеству взрослых людей с этим не соглашаться, но это именно так. На люберецкий аэродром прибыл наш генеральный конструктор с генералом Каманиным (если я точно помню фами лию). Мне было предложено выполнить ознакомительные, показные полёты на Ка-27 с генералом. Взлетели. Генерал уже немолодой и вовсе не вертолётчик, как я представляю, пилотировал вертолёт от лично. Это подвигло меня на усложнение полёта. Выключил один двигатель. Кама нин выполнил стандартную «коробочку» и приземлился. Попросил ещё один полёт. Я сказал: «Взлетайте». Он: «Надо же дви гатель запустить!». Я: «Не надо. Взлетайте на одном». Генерал прекрасно взлетел, вы полнил полную коробочку. После посадки сказал, что ничего подобного о вертолётах никогда не слышал и не предполагал. Га рантированную безопасность в этих чрез вычайно ответственных полётах я обеспе чивал тем, что умел выполнять посадки без пробега на режиме полной авторота ции, т.е. с выключенными или отказавши ми обоими двигателями вне аэродрома на любую неподготовленную для этого под стилающую поверхность. В авиации, особенно там, где её дея тельность не очень организована, в лётной среде приобретают определённое закон ченное значение такие термины-понятия как: «повезло», «не повезло», которые, как правило, не требуют дальнейшего ана лиза событий и мало чему учат лётный коллектив. Тем не менее, везение иногда играет единственную, спасительную роль, не всегда понятную по своему механизму действия, но благоприятную в конечном итоге. Оказавшись в неожиданной ситу ации, в неожиданном, опасном стечении неблагоприятных или вовсе незнакомых обстоятельств, лётчик, действуя хладно кровно и правильно, хотя бы, только в по нятной их части, не поддаваясь на прово кации неизвестных факторов, в значитель ной степени работает на благополучный исход, т.е. на везение. 300
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz