Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности написал. Слетал ещё два раза, убедился в правильности своих подозрений, и, к ве­ ликому неудовольствию руководства, по­ лёты прекратил. Объясняю, вибрация от полёта к полёту возрастает с некоторым ускорением. Не зная её причин, невозмож­ но предвидеть, чем это может закончить­ ся. Срочно приехавшая из Люберец брига­ да специалистов, разобрав автомат пере­ коса, причину нашла очень своевременно. Зазоры в подвижных деталях увеличились выше нормы и дальше стали увеличивать­ ся ускоренным темпом, т.е. вибрация кон­ струкции, как бы пошла в разнос вместе с зазорами. Заменили изношенные детали, и вертолёт снова стал монолитным. Позже улучшили и технологию создания быстро износившихся деталей. Вначале летали в море на дальние расстояния без сопровождения и без осо­ бых шансов на спасения экипажа в случае вынужденного приводнения. Чуть позже появилось и сопровождение, часто одно­ типного вертолёта. Такой вертолёт помочь терпящим бедствие товарищам тоже ни­ чем не смог бы, кроме как потом рассказал бы, как всё произошло, но вполне мог бы и сам оказаться в роли потерпевшего. Я стал просить заместителя главного конструкто­ ра Эрлиха И.А. под правое штурманское сидение каждого вертолёта укладывать бухту крепкого троса. Один конец троса должен быть привязан к узлу крепления сидения, а на другом конце три карабина (по количеству членов наших тогдашних экипажей). В случае вынужденного при­ воднения одного из вертолётов, другой мог, выбросив бухту, снять с воды экипаж и на внешней подвеске транспортировать его или на берег, или к какому-либо кора­ блю. Это не ахти, какой способ спасения, но моральный вес у экипажей он должен был приобрести большой. Сразу умно­ жался и смысл сопровождения. Эрлих эту идею поддержал. Быстро её технически облагородили, провели натурные испыта­ ния, обозвали «Самодуром», по аналогии с известной рыболовной снастью. И впрямь^ три человека на тросе, вытаскиваемые из моря, издали очень походили на улов. Но как бы там не было, но «Самодур» и сейчас, вероятно, живёт на корабельных вертолётах. В числе официальных авторов этого весьма полезного устройства я не оказался, т.к. любые идеи у нас ничего не значат. Это очень удобно руководству. Ещё на Ка-25, готовя его и себя к ко­ рабельным испытаниям днём и ночью, на ходу и в качку до ±10° и проигрывая раз­ личные возможные, нестандартные ситу­ ации, я самостоятельно испытал вертолёт на способность его мгновенно взлететь в случае неудачной посадки на качающую­ ся палубу и опасности сваливания за борт. Первый вариант Ка-25 отреагировал на моё энергичное, как позволил бустер, взя­ тие ОШ, очень своеобразно. Мгновенно вертикально взлетел на высоту 7 метров и, теряя обороты НВ, самостоятельно энергично снизился и приземлился, если это можно так назвать, в общем, хорошо «плюхнулся». При этом рычаг ОШ всё время находился во взятом положении. После нескольких секунд, вертолёт сно­ ва раскрутил НВ и самостоятельно снова взлетел, уже по-настоящему. Мне стало ясно, что такой вертолёт не сможет обеспе­ чивать приемлемую безопасность полётов на кораблях. Записал своё мнение в полёт­ ный лист и стал говорить с двигателиста- ми о серьёзности ситуации. Это заставило специалистов увеличивать приёмистость двигателей. Вертолёт стал взлетать мгно­ венно и без проседаний. Это относится и к Ка-27. В моей прак­ тике было два случая, когда пришлось этой способностью вертолёта воспользо­ ваться. Первый случай произошёл ночью 299

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz