Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев, требовала обстановка, но зато Ка-27 уже умел зависать в полной темноте полно стью автономно и точно в заранее наме ченной координатной точке. Кроме того, расчёт и выполнение необходимых опти мальных маневров при заходе на посадку и на темповых зависаниях в ночном море осуществлялись в полуавтоматическом режиме, т.е. возможности автопилота пол ностью использовались автоматикой. Это стало позволять ночное энергичное (бое вое) зависание в любых заранее намечен ных или определённых уже в полёте ко ординатных точках, слегка вмешиваясь в управление автоматикой только один раз, непосредственно перед зависанием, ког да автопилот не полностью справляется с преодолением, так называемой, «аэроди намической ложки». Из-за плохого авиагоризонта, хо рошее знание пилотажного комплекса, умение правильно использовать и кон тролировать его работу, правильное ис пользование автопилота, на этом верто лёте приобрели особое, важное, значение при полётах в сложных метеоусловиях. По этой же причине уровень пилотажной подготовки лётчика, допускаемого к само стоятельному ночному полёту с использо ванием пилотажного комплекса, должен был обеспечивать ручное зависание и висение в произвольной точке моря в за крытой кабине. Я же, готовясь к испыта ниям с ночными зависаниями, выполнял этот тренировочный элемент в, том чис ле, и с выключенным автопилотом. Не выполнение этого условия при обучении лётчиков, неизбежно допускает к ночным полётам и тот контингент, который потом становится участником лётных ночных происшествий из-за трудного и плохого освоения именно этого авиагоризонта. Эту методику, освоения пилотажного ком плекса (ПКВ) до уровня приемлемой без опасности при применении его в ночном море, выработанную мной в результате длительного времени и многих полётов с зависанием в море я рассчитывал пере дать лётчикам-инструкторам заказчика, как гарантию их безопасности и безопас ности обучаемых ими лётчиков. Кроме того, моя методика обучения позволяла заблаговременно выявлять неспособных выполнить вручную по приборам пред лагаемые переходные и установившиеся режимы. Ясно, что они и контролировать работу автоматики даже при правильном её функционировании долго не смогут, и потому не должны допускаться к противо лодочным ночным полётам, как потенци альные участники лётных происшествий. Я всегда за всё это чувствовал большую личную моральную ответственность, но у нашей администрации было своё видение этой проблемы, а, возможно, обстоятель ства на фирме сложились так, что перво начальное обучение военных инструкто ров использованию комплекса провёл не совсем компетентный в этих делах наш другой лётчик-испытатель. В авиацион ной жизни прослеживается один из очень интересных законов. Кого как вначале об учили, так он потом всю жизнь и делает, так и обучает других. Это, как в большом городе, если молодому шоферу-любите- лю инструктор показал неоптимальный маршрут, то, можно быть уверенным, что этот маршрут будет использоваться им долго и упорно. В общем, ряд последую щих катастроф наших противолодочных вертолётов в ночном море произошёл из- за явной недоученности лётчиков, а нача ло этому процессу было положено именно неверным первоначальным обучением их инструкторов. Сейчас, с одной стороны, «непосиль ные» для страны затраты на серьёзное обучение морских лётчиков, с другой сто- 296
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz