Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности пространства для изучения работоспособ­ ности гидросистемы, что бачёк аварийной гидросистемы пуст, практически пуст и бачёк основной гидросистемы. Не могла тогда наша фирма конструктивно, как сле­ дует, разъединить две гидросистемы. А я очень не зря интуитивно спешил с посад­ кой, до верной катастрофы в резерве не было и минуты времени. Когда организовывалось серийное производство этих вертолётов в г. Кумер- тау, несколько (шесть штук) вертолётов было собрано на нашем опытном заводе в Ухтомке. «Оживляя» некоторые из них на аэродроме, я, прежде всего, проверял возможность мгновенного выключения двигателей на любой стадии их запуска, т.е. дожидался автоматического поджога топлива на слух и тут же рычаг управле­ ния двигателем ставил на выключение. Если двигатель реагировал правильно, то продолжал другие проверки вплоть до ви­ сения и облёта вертолёта по кругу и в зону. Один раз двигатель на одном из вертолё­ тов не выключился, а наоборот запустился и раскрутил лопасти НВ. Сразу появилась мрачная перспектива полного развала вер­ толёта с возникновением пожара в случае земного резонанса, который на ещё не отрегулированной несущей системе бьш вполне вероятен без всяких специальных провокаций. Пришлось срочно перекрыть пожарный кран, что только через минуту заставило непослушный двигатель оста­ новиться. Другой вертолёт из этой малень­ кой серии проявил себя ещё более коварно. Когда я начал зависать, и был уже в пре- дотрывном состоянии, вдруг заметил, что вертолёт не реагирует на моё продольное управление. Энергично сбросил ОШ. Ока­ залось, в сборочном цехе нашего опытно­ го завода наживили, но забыли приклепать к шпангоуту уголок с качалкой продольно­ го управления. Хорошо, что уголок ото­ шёл от шпангоута на мизерной высоте. А то, что «забыли», «ошиблись», так это на нашем предприятии, как можно заметить, иногда случалось в любой среде наших специалистов, с этим, на мой взгляд, и не очень боролись, во всяком случае этого не было заметно. Ка-25, как противолодочный ком­ плекс, не мог обеспечить надёжного за­ висания и точного висения в ночном море без внешнего искусственного ориентира (маленького резинового оранжевого, осве­ щённого плотика, автоматически раскры­ вающегося в воде), который приходилось предварительно сбрасывать и терять на повторном заходе для зависания драгоцен­ ное время. Правда, я предлагал сделать си­ стему для выстреливания плотика вперёд и дозависать около него в одном заходе, но это никого не заинтересовало и после не­ скольких моих успешных зависаний около плотика от этой идеи вообще отказались в пользу задуманной новой противолодоч­ ной системы. Работы по созданию нового противо­ лодочного комплекса Ка-27 велись весь­ ма интенсивно и в сжатые сроки. Общее руководство при этой»было возложено на Эрлиха Игоря Александровича. Его энер­ гии хватало на то, чтобы в г. Феодосии на ФФУВЗ довольно часто собирались ком­ пании из самых главных специалистов смежных институтов из различных горо­ дов страны. О напряженности работ мож­ но судить и потому, что мне, как ведущему лётчику, в 1977 году, наконец, разрешили прервать эту бессрочную командировку на очень короткое время, только для того чтобы привезти домой из роддома жену с родившимся сыном. В следующий раз я приехал из Феодосии и увидел сына уже самостоятельно ходячим на своих ногах. Конечно, с рабочими нагрузками никто не считался, работали столько, сколько 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz