Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ ду первого оленя совсем близко и успевал только крикнуть, настолько правильно эмоционально, что это и заставило меня резко дёрнуть общий шаг. Шилин очень оправдал своё присутствие в пассажир­ ской кабине. В одном из первых полётов со зна­ чительным обледенением я напрягся, услышав частые, неизвестные мне до­ селе щелчки и удары по стёклам и носу фюзеляжа. Частота и сила ударов были бессистемно переменными. Сразу при­ шлось сообразить (иначе нужно было бы выполнять вынужденную посад­ ку), что, срывающиеся с лопастей, тяг управления и колонки кусочки и куски льда, каким-то образом попадают на стёкла кабины и фюзеляж После полёта просчитал и понял, что всё отрывающе­ еся от вращающихся частей несущей си­ стемы любого вертолёта будет отрываться строго сбоку, там, где имеет максимальное значение сумма поступательной скорости полёта и линейной (касательной) скоро­ сти вращения, т.е. там, где аэродинамиче­ ская нагрузка на слабый элемент лопасти максимально ударная. Ослабевший лёд, оторвавшись, устремится по касательной только вперёд по ходу вертолёта и, потеряв свою скорость, становится предметом, на который и натыкается вертолёт своим фю­ зеляжем. Когда срывающегося льда много, то перед вертолётом образуется «факел» и облако из кусков и кусочков льда. У соос­ ного вертолёта будет два факела, один от нижнего винта, другой, с другой стороны, от верхнего. Для Ка-26, для его поршне­ вых двигателей, это явление не опасно, если только хорошим куском льда не будет разбито лобовое стекло, а вот для турбо­ винтовых двигателей это настоящий бич, как основная, но не всем понятная причи­ на случаев самовыключения в полёте при сложных метеоусловиях с обледенением. На фирме был случай вынужденной по­ садки нашего лётчика-испытателя Геор­ гия Шишкина на Ка-27 из-за возникшей в полёте сильной оборотной вибрации. При осмотре вертолёта оказалось, что на одной из лопастей, на самом её конце оторвалась одна хвостовая секция. Каково же было из­ умление и непонимание на лице известно­ го нашего конструктора, когда эта секция была обнаружена во входной части одного из двигателей. Он считал такой случай аб­ солютно невероятным, а мои экспромтные объяснения не воспринял из-за большого груза своих стереотипных представлений. Он же не ощущал, как кусочки льда долбят переднюю часть фюзеляжа, а мой отчёт об этом наверняка не читал. А Шишкину очень повезло, что двигатель не с помпа- жировал и не остановился. Самый большой для меня сюрприз эта командировка за обледенением принесла в Печёре. На основании прогноза синоп­ тиков ожидал на высоте 1200 метров над аэродромом найти обледенение нужной интенсивности. Взлетел, сразу же вошёл в облака и от дальнего привода в сторону ВПП продолжал набирать высоту. При­ близительно над центром аэродрома на высоте 1200 метров облака сгустились до хороших сумерек в кабине. Возник зву­ ковой туннельный эффект (как при въез­ де на машине в автодорожный туннель) и сразу же упала мощность двигателей. Чтобы не потерять обороты НВ, был вы­ нужден ввести полную правую коррекцию и уменьшить ОШ. При этом на приборах есть нормальные обороты, есть взлётный наддув, но нет звукового взлётного надры­ ва двигателей, и есть, самое неприятное, снижение с вертикальной скоростью 5 м/с., которое я никак не могу остановить. Приготовился быстро действовать под низкими облаками, чтобы не допустить тяжелых последствий при вынужденной 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz