Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ ду первого оленя совсем близко и успевал только крикнуть, настолько правильно эмоционально, что это и заставило меня резко дёрнуть общий шаг. Шилин очень оправдал своё присутствие в пассажир ской кабине. В одном из первых полётов со зна чительным обледенением я напрягся, услышав частые, неизвестные мне до селе щелчки и удары по стёклам и носу фюзеляжа. Частота и сила ударов были бессистемно переменными. Сразу при шлось сообразить (иначе нужно было бы выполнять вынужденную посад ку), что, срывающиеся с лопастей, тяг управления и колонки кусочки и куски льда, каким-то образом попадают на стёкла кабины и фюзеляж После полёта просчитал и понял, что всё отрывающе еся от вращающихся частей несущей си стемы любого вертолёта будет отрываться строго сбоку, там, где имеет максимальное значение сумма поступательной скорости полёта и линейной (касательной) скоро сти вращения, т.е. там, где аэродинамиче ская нагрузка на слабый элемент лопасти максимально ударная. Ослабевший лёд, оторвавшись, устремится по касательной только вперёд по ходу вертолёта и, потеряв свою скорость, становится предметом, на который и натыкается вертолёт своим фю зеляжем. Когда срывающегося льда много, то перед вертолётом образуется «факел» и облако из кусков и кусочков льда. У соос ного вертолёта будет два факела, один от нижнего винта, другой, с другой стороны, от верхнего. Для Ка-26, для его поршне вых двигателей, это явление не опасно, если только хорошим куском льда не будет разбито лобовое стекло, а вот для турбо винтовых двигателей это настоящий бич, как основная, но не всем понятная причи на случаев самовыключения в полёте при сложных метеоусловиях с обледенением. На фирме был случай вынужденной по садки нашего лётчика-испытателя Геор гия Шишкина на Ка-27 из-за возникшей в полёте сильной оборотной вибрации. При осмотре вертолёта оказалось, что на одной из лопастей, на самом её конце оторвалась одна хвостовая секция. Каково же было из умление и непонимание на лице известно го нашего конструктора, когда эта секция была обнаружена во входной части одного из двигателей. Он считал такой случай аб солютно невероятным, а мои экспромтные объяснения не воспринял из-за большого груза своих стереотипных представлений. Он же не ощущал, как кусочки льда долбят переднюю часть фюзеляжа, а мой отчёт об этом наверняка не читал. А Шишкину очень повезло, что двигатель не с помпа- жировал и не остановился. Самый большой для меня сюрприз эта командировка за обледенением принесла в Печёре. На основании прогноза синоп тиков ожидал на высоте 1200 метров над аэродромом найти обледенение нужной интенсивности. Взлетел, сразу же вошёл в облака и от дальнего привода в сторону ВПП продолжал набирать высоту. При близительно над центром аэродрома на высоте 1200 метров облака сгустились до хороших сумерек в кабине. Возник зву ковой туннельный эффект (как при въез де на машине в автодорожный туннель) и сразу же упала мощность двигателей. Чтобы не потерять обороты НВ, был вы нужден ввести полную правую коррекцию и уменьшить ОШ. При этом на приборах есть нормальные обороты, есть взлётный наддув, но нет звукового взлётного надры ва двигателей, и есть, самое неприятное, снижение с вертикальной скоростью 5 м/с., которое я никак не могу остановить. Приготовился быстро действовать под низкими облаками, чтобы не допустить тяжелых последствий при вынужденной 288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz