Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности ближний привод и находясь над осевой посадочной полосы (по приборам) на ра дио высоте 10 метров, ничего не видел. Медленно перемещаясь вперёд, наткнулся на голую ветку, торчащую из снега, види мо обозначавшую боковую границу ВПП. Завис около неё, раздул снег и приземлил ся. Потом ещё долго пришлось, медлен но перемещаясь по земле раздувать снег, пока не увидели здание аэропорта. Руко водитель полётов и его начальство очень заинтересовались невиданным доселе вертолётом и его способностью летать и приземляться при отсутствии видимости. Пришлось врать, что вертолёт специально для этого оборудован, иначе, после заправ ки топливом не разрешили бы продолжить полёт даже, несмотря на предъявленное мной письмо их министра. А сам вертолёт далеко не всегда нас радовал. Антиобледенительная система лопастей, сконструированная по принци пу омывания плоскостей смесью спирта с глицерином, работала не удовлетвори тельно. Иногда, закрепившийся на лопа сти кусочек льда быстро рос и превращал ся в причину безудержно возрастающей оборотной вибрации до недопустимой величины. Выйти из облаков, ещё не было окончательным и правильным решени ем из-за отсутствия точной информации о нижнем крае облаков. Лететь в облаках с высокой, постоянно увеличивающей ся вибрацией на далёкий аэродром тоже было нельзя. Приходилось снижаться до расчётной безопасной высоты (с учётом заблаговременно досконально изученного подстилающего ландшафта) и ждать воз можности нырнуть под облака. А дальше вынужденная посадка на снежную целину. Опишу только две такие посадки. Приземляться пришлось на не до конца раздутый снег (его было очень много). Утрамбовав снег днищем фюзеляжа до вполне устойчивого положения, плавно опустил рычаг общего шага, выключил муфту сцепления. При уменьшении обо ротов НВ, вертолёт вдруг «клюнул» носом в снег ещё глубже. С некоторой тревогой ждал контакта концов лопастей нижнего винта со снежной поверхностью. Всё обо шлось благополучно, несмотря на то, что концы провисших лопастей всё же снег поскребли. Мы с Вельмером выбрались из вертолёта в глубочайший, что тоже было весьма неожиданным, снег. Висящие в снегу колёса основного шасси оказались на уровне моей поясницы. Отбили с ло пастей несколько, не желавших самосто ятельно отделяться, кусков льда и благо получно взлетели. После этого стал более осторожным при выборе мест для при землений. И, всё равно, очередной серьёз ной опасности не избежал. Приземлился «верхом» на какое-то подобие тропинки и уже сбрасывал общий шаг, как вдруг по ушам резанул отчаянный, панический голос Шилина из пассажирской кабины: «Палыч!!!». Звучание его голоса ещё не закончилось, а я, резко рванув шаг вверх, снова завис над тропой, и в то же мгнове ние из под вертолёта пронеслись в беше ном галопе два оленя. Видимо это была их тропинка и, заходя на зависание над ней, я ненароком напугал эту пару. Олени вна чале отстали от вертолёта, а когда я перед ними стал приземляться, то оказался объ ектом для невольной атаки взбесившихся от ужаса животных, которые видели своё спасение только в резвости ног и не могли преодолеть инерцию своего бега, чтобы отвернуть. А, возможно, закон сохранения оленьей жизни сформулирован так, что в случаях крайней опасности нужно полно стью отдавать все силы бегу и ничего при этом не видеть и не слышать. В общем, Шилин увидел через лёгкий плекс окон за дних створок пассажирской кабины мор- 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz