Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ чтобы не проигрывать на больших измене ниях курса стал брать левее. Мой лоцман, переговорив о чём-то с кем-то на своём языке, запретил это. Подумалось, если над Москвой летать нельзя, то над швед ской столицей видимо можно. Так мы ещё какое-то непродолжительное время лете ли, пока рядом не проплыла красная кир пичного цвета стена какой-то башни. При этом из-за послегрозового тумана не было видно ни что там внизу, ни чем оканчива ется стена вверху. По радио сразу возник бурный шведский разговор, лоцман засу етился, замахал руками влево. В это же время на приборной доске загорелась и красная лампочка аварийного остатка то плива. Я потому так много и долго описы ваю всё это, что после приземления и зару- ливания в огромный ангар, нас окружила большая толпа корреспондентов совсем по-другому, нежели в Хельсинборге, т.е. повышенно заинтересованная нашим вер толётом. Механик Георгий Соловьёв даже капоты открыл, чтобы они удовлетвори ли свой интерес и к двигателям. Видимо сказался и дальний беспосадочный пере лёт, и сложные метеоусловия, которые не стали для этого вертолёта непреодолимым препятствием. И вообще, посторонний се рьёзный интерес к авиационной технике завоёвывается очень расчётливо и трудно, а утрачивается быстро, просто и без пре тензий к каким-то особым знаниям и уме нию для этого. На другой день, посредник и он же переводчик по секрету, тихо мне сказал, что лоцман за мой перелёт, поимел очень крупные неприятности. За что именно, мне и объяснять было не надо. По возвращении в Люберцы я напи сал в отчёте и заострил внимание на том, что на подобных авиационных выставках с показным пилотированием возникает очень мощный соревновательный дух, способный спровоцировать, даже опыт ных лётчиков на рискованные и опасные лётные проступки. Позже, мне пришлось испытывать этот же вертолёт на способность преодо левать обледенение различных интенсив ностей в естественных условиях. Вручили письмо министра Гражданской Авиации, разрешающее летать в любую погоду, даже при закрытых по погоде аэродромах. И вот мой лётный экипаж в Печерском - На рьян-Марском воздушном пространстве ищет в облаках обледенение. Начальник нашей экспедиции, летающий ведущий инженер Вельмер, штурман Генадий Ши- лин. Вельмер, воспользовавшись своим главенством, конфликтует со штурманом за место в пилотской кабине, справа от меня. Я разрешил Вельмеру занять пра вое сидение, учитывая высокую штурман скую классность, позволявшую Шилину выполнять свои полётные обязанности и из пассажирской кабины. И так, Шилин согласился. Летели из Печёры в Инту в нелётную погоду. В Инте аэродром пол ностью засыпан свежим снегом и нет ни нижнего края облаков, ни видимости. Так бывает зимой пасмурным днём, когда чи стейший снег на земле по цвету сливает ся с цветом всего, окружающего вертолёт, пространства и нет никаких ориентиров. Предупреждаю Вельмера о том, что по сле пролёта дальнего привода в Инте, по моей команде, ему придётся переключить специальный тумблер на ближний привод. Показал тумблер и куда его нужно будет переместить. Вельмер ответил: «Понял!», а когда наступил этот момент, отказался выполнять мою команду, заявив: «А тум блер уже переключён!». Я, конечно, тум блер переключил сам, но и не упустил возможность заострить внимание Вель мера на том, что штурман, находясь рядом с лётчиком, не зря ест свой хлеб. Пройдя 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz