Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Обучение в Очакове на вертолёте %а-25 первы^военных лётчикдв-инструкгпоров П ришло время в Очакове обучить самостоятельным полётам на Ка-25 первых нескольких военных лётчи- ков-инструкторов. Это были уже опытные вертолётчики, но с системой автомати ческой стабилизации оборотов несущего винта и с соосным вертолётом встрети лись впервые. В инструкции по технике пилотирования была определена макси мально допустимая разница в показании оборотов турбокомпрессоров обоих дви гателей на номинальных и взлётных режи мах не более 3%. Стрелки оборотов обоих двигателей располагались на одной оси, и было хорошо видно как они всегда слегка «дышали», постоянно меняя эту величину разницы в допустимых пределах. Первый же лётчик сразу привлёк моё внимание тем, что постоянно и пристально наблюда ет в полёте за этими шевелящимися стрел ками, видимо, опасаясь упустить момент создания предельно допустимой «вилки». Это сильно отвлекало его от усвоения пи лотажных особенностей нового вертолёта, т.е.сильно ослабляло мои инструкторские усилия. Нужно сказать, что от качества пер воначального лётного обучения лётчи- ков-инструкторов на новой для них ави ационной технике очень сильно зависит и её эксплуатационная судьба, и судьбы многих рядовых лётчиков, на которые, в свою очередь, неизбежно будет влиять посеянное качество их учителей. Именно в первых полётах быстрее и точнее об наруживаются у максимально сосредото ченного обучаемого лётчика изъяны, если Чеберяченко Игорь Емельянович они есть. Изъяны, как правило, индивиду альные и требуют немедленных, различ ных изменений, дополнений к программе обучения, применяемых тут же, в полёте. Иногда такие изменения могут быть кар динальными. Поняв это, я в этом же полёте без предупреждения выключил один двига тель. Лётчик, быстро освоившись с неор динарной ситуацией, спокойно выполнил расчёт и посадку на аэродром. Запуск вы ключенного двигателя и следующий полёт по программе переучивания, в котором я вижу лётчика уже совсем другого каче ства, спокойного и уверенного. Потому 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz