Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Обучение в Очакове на вертолёте %а-25 первы^военных лётчикдв-инструкгпоров П ришло время в Очакове обучить самостоятельным полётам на Ка-25 первых нескольких военных лётчи- ков-инструкторов. Это были уже опытные вертолётчики, но с системой автомати­ ческой стабилизации оборотов несущего винта и с соосным вертолётом встрети­ лись впервые. В инструкции по технике пилотирования была определена макси­ мально допустимая разница в показании оборотов турбокомпрессоров обоих дви­ гателей на номинальных и взлётных режи­ мах не более 3%. Стрелки оборотов обоих двигателей располагались на одной оси, и было хорошо видно как они всегда слегка «дышали», постоянно меняя эту величину разницы в допустимых пределах. Первый же лётчик сразу привлёк моё внимание тем, что постоянно и пристально наблюда­ ет в полёте за этими шевелящимися стрел­ ками, видимо, опасаясь упустить момент создания предельно допустимой «вилки». Это сильно отвлекало его от усвоения пи­ лотажных особенностей нового вертолёта, т.е.сильно ослабляло мои инструкторские усилия. Нужно сказать, что от качества пер­ воначального лётного обучения лётчи- ков-инструкторов на новой для них ави­ ационной технике очень сильно зависит и её эксплуатационная судьба, и судьбы многих рядовых лётчиков, на которые, в свою очередь, неизбежно будет влиять посеянное качество их учителей. Именно в первых полётах быстрее и точнее об­ наруживаются у максимально сосредото­ ченного обучаемого лётчика изъяны, если Чеберяченко Игорь Емельянович они есть. Изъяны, как правило, индивиду­ альные и требуют немедленных, различ­ ных изменений, дополнений к программе обучения, применяемых тут же, в полёте. Иногда такие изменения могут быть кар­ динальными. Поняв это, я в этом же полёте без предупреждения выключил один двига­ тель. Лётчик, быстро освоившись с неор­ динарной ситуацией, спокойно выполнил расчёт и посадку на аэродром. Запуск вы­ ключенного двигателя и следующий полёт по программе переучивания, в котором я вижу лётчика уже совсем другого каче­ ства, спокойного и уверенного. Потому 277

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz