Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Приводнение на вертолёте %а-25 Аварийное приводнение вертолёта Ка-25 в ходе испытаний В первые в истории вертолёта Ка-25 мной было выполнено запланиро ванное приводнение с одним выключен ным двигателем на распущенные балло неты на водохранилище г. Дубна. После этого запуск выключенного двигателя и взлёт с распущенными баллонетами с воды для перелёта на берег. Но во время подготовки к этому эксперименту в моём полёте произошло весьма опасное лётное происшествие. Я получил очень неконкретное по лётное задание. Нужно было с воздуха обследовать несколько подмосковных во дохранилищ на предмет перспективной возможности аварийного приводнения на распущенные баллонеты вблизи берего вой черты, где предполагалась небольшая глубина на случай каких-либо неудач. В этом полёте место второго пилота зани мал наш лётчик-испытатель В. Громов, исполнявший тогда на фирме обязанности старшего лётчика и потому считавшийся командиром экипажа. Понимая недоста точность данных и предполётной подго товки для безопасного целенаправленного выполнения такого размытого задания, я перед взлётом спросил Громова: «Кто из нас будет отвечать за результаты этого по лёта?». Он ответил: «Если всё будет хоро шо, то я, а если плохо, то ты». Начали обследовать Пироговское во дохранилище. Я нашёл длинный узкий залив в лесной массив и над ним в сторо ну водохранилища стал выполнять имита цию захода на приводнение. Опасаясь воз можности невидимых над водной рябью электрических проводов с одного берега на другой, не снижался ниже вершин со сен. Но вот, левый берег, закончившийся голым мысом, разошёлся с правым не ме нее чем на 150 метров, и на мысу не было видно, ни столбов, ни каких-либо строе ний, и я перешёл на нормальную глисса ду снижения для имитации приводнения. Ржавый провод, неожиданно возникший на основании лобовых стёкол кабины пи лотов и «пиливший» его оставляя свою ржавчину, вырвал часть левого остекле ния вместе со стеклоочистителем. Бы стро осмыслив ситуацию и видя, что «за тихший» провод остаётся на вертолёте, я плавно стал уклоняться в сторону правого берега, где и произвёл очень осторожное приземление. Сняли с вертолёта метров 30 провода и, приспособив большой план шет штурмана Файзи вместо разбитого остекления, улетели на базу. Конечно, нам сильно повезло в том, что провод не попал на автомат переко са и тяги его управления и мы остались живы, но это происшествие, как и како- е-либо другое в этом моём полёте «гото- 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz