Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Лосад^а вертолёта %а-25 на авторотации Н а испытаниях пришлось выпол­ нить много посадок на авторота­ ции (с выключенными двигателями), в том числе и без пробега. В самом их начале не­ ожиданно столкнулся с, так называемым, реверсом путевого управления, когда ав­ торотирующий вертолёт на дачу педали реагирует (поворачивает нос) в противо­ положную сторону. Быстро приближаю­ щаяся земля заставила срочно отыскать способ, как не приземлиться со сносом относительно земли и спасти вертолёт. Способ нашёлся не сразу и только перед самым приземлением. Небольшой крен в сторону желаемого отворота носа вертолё­ та при нейтральных педалях отлично ком­ пенсирует неадекватность штатного путе­ вого управления в этих случаях. Эта осо­ бенность присуща только вертолёту Ка-25 и только при минимальном его полётном весе. Физика причины возникновения ре­ верса и преодоление этого явления в авто­ ротирующем полёте не представляют ни­ какой сложности, но об этом пилотажном приёме лётчикам совершенно необходимо знать заранее ибо при реальном неожидан­ ном отказе двух двигателей и возникнове­ нии реверса на режиме полной авторота­ ции очень мало кто из лётчиков сможет са­ мостоятельно быстро понять, как действо­ вать правильно. Письменный отчёт и моё предупреждение начальника лётно-испы­ тательного комплекса о необходимости доведения этой особенности именно этого вертолёта до летающих лётчиков в других организациях не встретило понимания. Невероятность отказа в полёте сразу двух двигателей была главной причиной его неприятия. Хотя эта невероятность была больше вымышленной из-за общего рас­ ходного топливного бачка на оба двигате­ ля, да и заявление такое о боевом вертолё­ те выглядело довольно странным. Я тогда, не соглашаясь с доводами, сказал, что в таком случае, сколько в эксплуатации бу­ дет отказов сразу двух двигателей, столь­ ко будет тяжелых лётных происшествий. Одна из них произошла в г. Улан-Удэ в си­ туации очень удобной для посадки авторо­ тирующего Ка-25 по самолётному, тем не менее, из-за приземления со скольжением и сносом тогда погиб лётчик-испытатель Быков. Были и другие случаи. Позже этот вертолёт, для доводки и испытаний противолодочного комплекса (фактически для его создания), мне дове­ лось, вместе со штурманом Файзи Нади­ ром Хабибрахмановичем и бортовым ин­ женером Филатовым Евгением Иванови­ чем впервые перегнать к Черному морю. Приземлились на пустынном берегу кило­ метрах в 15 от г. Феодосия, организовали охрану вертолёта, а вскорости здесь воз­ никла вертолётная морская испытательная база - Феодосийский филиал Ухтомского вертолётного завода (ФФУВЗ). Сразу же начались испытания, отработка и доводка некоторых элементов и самого противоло­ дочного комплекса. Выполняя задание по отысканию спо­ соба максимального сокращения времени от момента обнаружения подводной лодки до её атаки, мной был придуман, продуман и впервые очень успешно применён метод разгона скорости и торможения от висения до зависания всегда на цель независимо от силы и направления метеорологическо­ го ветра. Для этого я удачно использовал уникальные свойства, присущие только соосным вертолётам. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz