Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Лосад^а вертолёта %а-25 на авторотации Н а испытаниях пришлось выпол нить много посадок на авторота ции (с выключенными двигателями), в том числе и без пробега. В самом их начале не ожиданно столкнулся с, так называемым, реверсом путевого управления, когда ав торотирующий вертолёт на дачу педали реагирует (поворачивает нос) в противо положную сторону. Быстро приближаю щаяся земля заставила срочно отыскать способ, как не приземлиться со сносом относительно земли и спасти вертолёт. Способ нашёлся не сразу и только перед самым приземлением. Небольшой крен в сторону желаемого отворота носа вертолё та при нейтральных педалях отлично ком пенсирует неадекватность штатного путе вого управления в этих случаях. Эта осо бенность присуща только вертолёту Ка-25 и только при минимальном его полётном весе. Физика причины возникновения ре верса и преодоление этого явления в авто ротирующем полёте не представляют ни какой сложности, но об этом пилотажном приёме лётчикам совершенно необходимо знать заранее ибо при реальном неожидан ном отказе двух двигателей и возникнове нии реверса на режиме полной авторота ции очень мало кто из лётчиков сможет са мостоятельно быстро понять, как действо вать правильно. Письменный отчёт и моё предупреждение начальника лётно-испы тательного комплекса о необходимости доведения этой особенности именно этого вертолёта до летающих лётчиков в других организациях не встретило понимания. Невероятность отказа в полёте сразу двух двигателей была главной причиной его неприятия. Хотя эта невероятность была больше вымышленной из-за общего рас ходного топливного бачка на оба двигате ля, да и заявление такое о боевом вертолё те выглядело довольно странным. Я тогда, не соглашаясь с доводами, сказал, что в таком случае, сколько в эксплуатации бу дет отказов сразу двух двигателей, столь ко будет тяжелых лётных происшествий. Одна из них произошла в г. Улан-Удэ в си туации очень удобной для посадки авторо тирующего Ка-25 по самолётному, тем не менее, из-за приземления со скольжением и сносом тогда погиб лётчик-испытатель Быков. Были и другие случаи. Позже этот вертолёт, для доводки и испытаний противолодочного комплекса (фактически для его создания), мне дове лось, вместе со штурманом Файзи Нади ром Хабибрахмановичем и бортовым ин женером Филатовым Евгением Иванови чем впервые перегнать к Черному морю. Приземлились на пустынном берегу кило метрах в 15 от г. Феодосия, организовали охрану вертолёта, а вскорости здесь воз никла вертолётная морская испытательная база - Феодосийский филиал Ухтомского вертолётного завода (ФФУВЗ). Сразу же начались испытания, отработка и доводка некоторых элементов и самого противоло дочного комплекса. Выполняя задание по отысканию спо соба максимального сокращения времени от момента обнаружения подводной лодки до её атаки, мной был придуман, продуман и впервые очень успешно применён метод разгона скорости и торможения от висения до зависания всегда на цель независимо от силы и направления метеорологическо го ветра. Для этого я удачно использовал уникальные свойства, присущие только соосным вертолётам. 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz