Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ Финтощ)ыл %а-22 Вертолёт Ка-22 О громное многотонное сооруже­ ние. Фюзеляж большого грузово­ го самолёта с почти самолётными крылья- ми-консолями, на концах которых нахо­ дятся мощные двигательные установки с несущими вертолётными и тянущими са­ молётными винтами. Это сложнейшее, не имевшее аналогов по замыслу и констру­ ированию техническое сооружение мог­ ло зависать, висеть и разгонять скорость, как вертолёт; могло разгонять скорость на земле, взлетать и летать как самолёт. Пер­ вое зависание и первый полёт по кругу выполнял наш старший лётчик Ефремов Дмитрий Константинович. Винтокрыл, управляемый Ефремовым, выполнил ряд рекордов на грузоподъёмность и скорость полёта. С созданием и доводкой Ка-22 до лётной кондиции Камов и его конструк­ торский инженерный корпус справились блестяще. Вторым командиром экипажа на винтокрыле стал лётчик-испытатель Гро­ мов Всеволод Владимирович. Мне дове­ лось в качестве второго пилота находиться на правом сидении, когда Громов выпол­ нял длительное висение сначала вручную, а затем с включённым автопилотом. До­ велось, так же, в качестве второго пилота участвовать в одном перелёте из Люберец в г. Жуковский (ЛИИ). Так что я тогда мог судить и сейчас заявляю об отличной лёт­ ной комфортности Ка-22. Управляемость, шумы в кабине и вибрация в полёте были на удивление очень приемлемыми. По раз­ говорам я знал, что фирме это стоило не малых инженерных усилий. В результате двух катастроф по оди­ наковым, но точно не установленным аварийными комиссиями причинам, и уменьшения в стране потребности в вер­ толётах такой большой грузоподъёмно­ сти, министерство авиационной промыш­ ленности запретило продолжать работы по этой теме. Камов, как мне казалось, с лёгкостью примирился с этим запретом. Меня, недавно начавшего летать на фир­ ме, сильно смутило это решение. Считал, что нераскрытые причины двух катастроф заставляют здравых в обязательном поряд­ ке работать и продолжать летать, прежде всего, для разрешения этой задачи. Толь­ ко после этого можно было бы прекратить работы и полёты. В этом бы просматрива­ лась хорошая конструкторская перспекти­ ва и авиационный успех фирмы вообще. Я тогда с удивлением и тревогой за лётные судьбы наших лётчиков-испытателей не обнаружил этой здравой тенденции. Сам был готов участвовать в продолжении по­ лётов. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz