Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Ялецеее>_ (Вертолёт %а-18 Вертолёт Ка-18 «Аэрофлот» Н а Ка-18 был и для меня поучи­ тельный случай, когда судьба проверяла на мне мой потенциал везения. Мне предстояло перегнать вертолёт из Шереметьево. Готовил вертолёт к полёту авиамеханик Иван Полевой. После под­ готовки, предполётного осмотра и выпол­ нения всех процедур, связанных с разре­ шением на вылет, я предложил Полевому лететь со мной. Он отказался, сказал, что обратно уедет на машине, на которой мы с ним и приехали. Почти весь полёт прохо­ дил над Московской кольцевой дорогой в условиях сильной болтанки, и я почему-то несколько раз продумывал свои действия на случай некоторых вариантов возмож­ ных отказов управления, в том числе и продольного. Нас, молодых лётчиков, таким практическим пилотажным приёмам упорно обучал в кон­ трольных полётах наш старший лётчик-испы- татель Дмитрий Кон­ стантинович Ефремов. В случае отказа про­ дольного управления на скорости, вертолёт начнёт энергично и сильно кабрировать, т.е. «задирать» нос кверху. Нужно будет незамедлительно и энергично полностью сбросить ОШ. Если это удастся сделать своевременно, то есть шанс перевести верто­ лёт на авторотационное снижение и рыча­ гом ОШ сбалансировать в нужном поло­ жении тангаж, а перед приземлением, для смягчения посадки, снова можно расчёт­ ливо, подрывом увеличить ОШ. Разумеет­ ся, необходимо ещё изыскать возможность для предпосадочного выключения и зажи­ гания, и аккумулятора. Останется толь­ ко правильно рассчитать приземление на правую сторону МКАД (Московской коль­ цевой автомобильной дороги), где автома­ шины движутся в попутном направлении. Тогда машин было мало и этот вариант мог быть вполне осуществим. Это были мои умственные проработки в полёте. Но ниче­ го не случилось. А когда я приземлился на территории нашего испытательного ком­ плекса, выключил двигатель и находился 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz