Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности не качественно изменился, превратился в лучший в мире по безавтопилотной устой­ чивости. Значит Н. И. Камов один и очень далеко предвидел этот результат. Ещё пример. Мне пришлось в условиях посто­ янной трёхмесячной полярной ночи при отсутствии прогноза погоды ежесуточно по 4-5 часов летать на Ка-25 с атомного ледокола «Сибирь». Уверяю Вас в том, что ни один вертолёт в мире (кроме камовско- го соосного Ка-25) при любом его техни­ ческом оборудовании при выпавшем тогда на нас погодном прессинге и тогдашней нашей полётной активности безаварийно пролетать больше полумесяца не смог бы с гарантией и сейчас. То есть я тогда, вос­ пользовавшись отсутствием на ледоколе «Сибирь» нашего пугливого за свои места авиационного начальства, ежесуточными своими полётами в любых условиях пого­ ды на деле доказали правильность камов- ского видения больших сравнительных перспектив своих вертолётов с хорошим приборнопилотажным оборудованием, какое тогда было на Ка-25. Повторяюсь в том, что любой одновинтовой вертолёт в мире, с любым приборным оборудова­ нием не сможет по известным причинам безопасно повторить наш ночной запо­ лярный результат. Хочу ещё привести пример того, как Камов воспитывал своих ближайших помощников. Я в кабинете у Камова по каким-то лётным делам. Вхо­ дит его заместитель и кладёт Камову на стол заявление-просьбу разрешить ему в ближайшее воскресение воспользоваться заводским автокраном. На вопрос Камо­ ва отвечает, что у него есть катер и нужно на Москве реке построить для него при­ чал, что это у него хобби такое. Камов, не подписывая, возвращает листок обратно и говорит: «Я считаю, что у моего замести­ теля хобби могут быть только вертолёты». Проситель ушёл, а моё уважение к Камо­ ву сильно подпрыгнуло вверх. В этом по­ ступке я увидел очень серьёзное и очень ответственное отношение Николая Ильи­ ча к безопасности полётов лётчиков и всех участвующих в полётах на его вертолётах, которую можно добиваться только посто­ янными целенаправленными и грамот­ ными усилиями всех причастных к этому конструкторов. Кроме как глубоко осознанного по­ ступления в военное лётное училище, я, пожалуй, самостоятельно больше никуда не переключался, но где бы не оказывался, прежде всего старался постигнуть и про­ фессионально исполнять свои обязанно­ сти. Во время значительного сокращения армии (и авиации в том числе) Хрущёвым, мы молодые лейтенанты были переведе­ ны из Шауляйского бомбардировочного полка в Улан-Удинский транспортный полк, а затем нас там же переучили на но­ вую технику - вертолёты Ми-4, которые только что начали внедряться в армию. Быстро стал командиром экипажа, а затем по предложению лётчика-испытателя Ев­ гения Ивановича Ларюшина согласился стать слушателем школы лётчиков-испы- тателей в системе Министерства Авиаци­ онной Промышленности в г. Жуковском. Тогда если авиационная промышленность армейского человека принимала, то армия его трут же отпускала. Вот, пожалуй, и всё. Страха перед вертолётом никогда не было, нравилось летать и летать было гораздо интереснее, чем на самолётах, несмотря на повышенную объективную опасность. Правда в самом начале было непонятно, как этакое чудище может подняться в воз­ дух и полететь. Мне воспитывать молодое поколение лётчиков не приходится, потому как его около меня нет. На фирме сейчас летают лётчики в солидном возрасте с устойчивы­ ми личными взглядами на окружающую 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz