Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности В авиации любое конструктивное не­ домыслие, любые недоделки оставленные на «потом» из-за чего-то бы ни было, со временем обязательно приводят к лётным происшествиям. Например. Для выпол­ нения безопасных посадок на палубные взлётно-посадочные площадки (ВППл) лётчик на завершающем этапе должен точно видеть положение своего вертолё­ та относительно центра. Это достигается специальной палубной раскраской. Счи­ таю, что самой лучшей информативно­ стью в этом плане обладает раскраска в виде белых нарисованных на палубе лу­ чей, исходящих от центра площадки через 45 градусов на удаление, которое обеспе­ чивает лётчику одновременное видение на режиме висения не менее двух их концов. Кроме этого, для обеспечения возможно­ сти плавного, визуально контролируемого приземления, лётчик должен видеть палу­ бу под достаточно большим углом зрения. В объяснение такой потребности можно применить формулу: чем круче возможен угол зрения при приземлении, тем точнее определяется малая высота и тем проще лётчику обеспечить малые посадочные вертикальные перегрузки, и тем проще, что особенно важно, выполняется расчёт и приземление ночью в качку. Из соосных противолодочных вер­ толётов наиболее приспособленным для посадок на любые маленькие ВППл кора­ блей ночью в качку является Ка-25. На Ка- 27 низкорослые лётчики вынуждены под­ нимать сидение на максимальную высоту, только тогда достаточность угла зрения на палубу сравнивается с Ка-25, а значит, уве­ личивается и сравнивается безопасность посадок. Позже фирма сделала вертолёт Ка-29 для наземных боевых операций. Со време­ нем, оснащённый дополнительным радио­ локационным оборудованием, он уже на­ званный Ка-31, стал применяться на кора­ блях. Но его специально для кораблей не конструировали. Необходимого предпоса­ дочного и посадочного обзора на малень­ кие палубы кораблей лётчику обеспечено не было. Лётчик-испытатель, впервые на этом вертолёте проводя лётно-ходовые ис­ пытания, почему-то умолчал об этих при­ кладных к кораблям недостатках, давая возможность руководству принимать не­ верные решения, и таким образом, обеспе­ чивая неизбежные лётные происшествия именно при выполнении таких посадок. Как видите, пути причинно-след- ственных связей бывают очень длинными и долгими, но результат всё равно мате­ матически неотвратим. Таким образом, и положительное и отрицательное может формироваться издалека. В данном случае лётчик-испытатель, даже если подвергал­ ся какому-либо давлению и смалодуш­ ничал, является первопричинным и еди­ ноличным виновником этих лётных про­ исшествий, случившихся гораздо позже и ещё не случившихся. Количество этих специфических происшествий отныне бу­ дет зависеть только от интенсивности по­ лётов. Я повторяю, что особенно это будет касаться посадок на маленькие кормовые площадки кораблей одиночного базирова­ ния, где с боков и с кормы, обрезы (края) палубы близки настолько, что хвостовое оперение вертолёта может находиться за её пределами. Решающее значение для точного посадочного расчёта в этих усло­ виях имеет возможность всегда видеть по­ ложение вертолёта относительно центра посадочной площадки и визуально точно оценивать последние сантиметры высоты. Разумеется, приведенный мной пример далеко не единственный. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz