Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности В авиации любое конструктивное не домыслие, любые недоделки оставленные на «потом» из-за чего-то бы ни было, со временем обязательно приводят к лётным происшествиям. Например. Для выпол нения безопасных посадок на палубные взлётно-посадочные площадки (ВППл) лётчик на завершающем этапе должен точно видеть положение своего вертолё та относительно центра. Это достигается специальной палубной раскраской. Счи таю, что самой лучшей информативно стью в этом плане обладает раскраска в виде белых нарисованных на палубе лу чей, исходящих от центра площадки через 45 градусов на удаление, которое обеспе чивает лётчику одновременное видение на режиме висения не менее двух их концов. Кроме этого, для обеспечения возможно сти плавного, визуально контролируемого приземления, лётчик должен видеть палу бу под достаточно большим углом зрения. В объяснение такой потребности можно применить формулу: чем круче возможен угол зрения при приземлении, тем точнее определяется малая высота и тем проще лётчику обеспечить малые посадочные вертикальные перегрузки, и тем проще, что особенно важно, выполняется расчёт и приземление ночью в качку. Из соосных противолодочных вер толётов наиболее приспособленным для посадок на любые маленькие ВППл кора блей ночью в качку является Ка-25. На Ка- 27 низкорослые лётчики вынуждены под нимать сидение на максимальную высоту, только тогда достаточность угла зрения на палубу сравнивается с Ка-25, а значит, уве личивается и сравнивается безопасность посадок. Позже фирма сделала вертолёт Ка-29 для наземных боевых операций. Со време нем, оснащённый дополнительным радио локационным оборудованием, он уже на званный Ка-31, стал применяться на кора блях. Но его специально для кораблей не конструировали. Необходимого предпоса дочного и посадочного обзора на малень кие палубы кораблей лётчику обеспечено не было. Лётчик-испытатель, впервые на этом вертолёте проводя лётно-ходовые ис пытания, почему-то умолчал об этих при кладных к кораблям недостатках, давая возможность руководству принимать не верные решения, и таким образом, обеспе чивая неизбежные лётные происшествия именно при выполнении таких посадок. Как видите, пути причинно-след- ственных связей бывают очень длинными и долгими, но результат всё равно мате матически неотвратим. Таким образом, и положительное и отрицательное может формироваться издалека. В данном случае лётчик-испытатель, даже если подвергал ся какому-либо давлению и смалодуш ничал, является первопричинным и еди ноличным виновником этих лётных про исшествий, случившихся гораздо позже и ещё не случившихся. Количество этих специфических происшествий отныне бу дет зависеть только от интенсивности по лётов. Я повторяю, что особенно это будет касаться посадок на маленькие кормовые площадки кораблей одиночного базирова ния, где с боков и с кормы, обрезы (края) палубы близки настолько, что хвостовое оперение вертолёта может находиться за её пределами. Решающее значение для точного посадочного расчёта в этих усло виях имеет возможность всегда видеть по ложение вертолёта относительно центра посадочной площадки и визуально точно оценивать последние сантиметры высоты. Разумеется, приведенный мной пример далеко не единственный. 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz