Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности бителем американским военно-морским врачём-хирургом Дж. Попенпеном на основе трехстепенного гироскопа, как известно, сохраняющего неизменным с точностью до погрешностей положение своей оси в инерциальном пространстве. Сейчас сложно сказать когда, но при уве личении дальности полёта, когда сказы вается изменение направления местной (геоцентрической) вертикали была введе на так называемая маятниковая коррекция положения гироскопа и его положение по отношению к точке вылета изменялось и соответствовало местной вертикали с точ ностью до погрешностей. Всё стало хоро шо до того времени, когда начались мас совые приборные полёты, в том числе, на маневренных самолётах. Разработанный и испытанный в СССР авиагоризонт АГИ-1 с прямой индикацией, принёс такое коли чество случаев потери пространственной ориентировки пилотами, заканчивавши мися катастрофами, что (уже не знаю о разработчиках), а испытателей, рекомен довавших его в массовое производство и принятие на вооружение в те суровые времена (вскоре после войны) примерно наказали. В частности начальник Науч но-испытательного Института ВВС, он же заместитель Главкома ВВС по опытному строительству техники угодил в тюрьму. К концу 1950 годов в ОКБ завода№ 118 МАП был разработан, а испытателями испытан новый авиагоризонт АГД-1, у которого за счёт дистанционности указателя (отдель но от гироскопического датчика) стала возможной смена вида индикации на «об ратную». Проблема на долгие годы была исчерпана. Но в конце 1960 годов в СССР была приобретена инерциальная система Litton, а с ней вместе авиагоризонт Collins с прямой индикацией крена. Эти приборы ЛИИ МАП поставили на самолёт-лабора торию Ту-104 и в процессе испытаний на борт были приглашены некоторые высоко поставленные лётчики и в том числе заме ститель Главкома ВВС. Collins имел пре красный дизайн и высокие технические и эргономические качества и получил заслу женно высокую оценку, как лётчиков-ис- пытателей МАП, так и генералов-лёт- чиков. Беда лишь в том, что на самолёте Ту-104 они видели углы крена не больше чем 20°. Руководство приборостроитель ного ОКБ к посадке самолёта было тут, как тут с пакетом документов для произ водства авиагоризонта по типу «Collins». Очарованный хорошим прибором, генерал подписал эти бумаги и началось производ ство прибора ПП-1, по замыслу аналога Коллинза. Когда с этим прибором встре тились военные лётчики-испытатели, то у них возникли претензии в смысле «по нятности» его показаний. Поставили ори гинал прибора на маневренный самолёт, и оказалось, что при сложном простран ственном положении самолёта, понять это положение было сложно и не каждому под силу, когда с прибором ПП-1 столкнулись палубные лётчики, переучиваясь на но вый самолёт Як-36М, и дошли до задачи «Обучение полётам по приборам». Далё кие в своей черноморской провинции от технико-политических дебатов, бушую щих в столице, заставшие ещё МиГ-15 и МиГ-17, с АГИ-1 они отказались летать с авиагоризонтом 1111 - 1. Тогда Генеральный конструктор решил задачу, как легендар ный Гордий, тот разрубил узел, а этот снял новейший прибор и поставил проверен ный АГД-1, и опять всё решилось к обще му удовольствию. Сделаем небольшое отступление в область эргономики. Когда человек-опера тор (в данном случае - пилот) управляет (в данном случае - пилотирует) он дол жен иметь непрерывную обратную связь от своих действий, т.е. результат своей 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz