Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности толёта. И это, и плохое приборно-пило- тажное оборудование кабин накладывало на лётчиков серьёзную ответственность за умение правильно пользоваться авто­ пилотами в условиях полного отсутствия видимости закабинного пространства, на малых и, особенно, на запредельно ма­ лых высотах. Дело в том, чтобы не терять контроль за своим пространственным по­ ложением и постоянно гарантированно обеспечивать безопасность своего полёта, очень часто бывает необходимым одно­ временно видеть и оценивать сразу (без переноса взгляда) динамику приборной высоты, крена и тангажа. К сожалению, обеспечить это, с помощью современных приборов не возможно. Но любой здравый лётчик, не смотря ни на какие обстоятель­ ства, стремится увязывать эти параметры в едином, или, на худой конец, в очень сжатом времени. Иначе, представление о своём собственном приборном полёте бу­ дет неизбежно неверным, а на малых вы­ сотах опасно искажённым. В этих случаях роль автопилота бесценна. На него можно полагаться в сложных ситуациях, когда лётчику не хватает внимания и времени считывать, постоянно изменяющиеся, по­ казания многочисленных пилотажных и навигационных приборов. Но, при этом, требуется чёткое осознание моментов, когда, как и почему ты отдаёшь автопи­ лоту полную пилотажную инициативу, а когда, почему и, как берёшь её на себя. Было несколько нелепых катастроф из-за неумелого использования режимов авто­ пилота достаточно опытными лётчиками, но и винить их за это нельзя. При плохом приборном пилотажном оборудовании невозможно создать здравую идеологию приборного полёта на малых высотах и внедрить её в инструкцию. Её и нет. Пра­ вильнее было бы сказать, что отсутствие такой идеологии, как раз и открывает пути для конструирования плохого приборного оборудования, а, стало быть, и пути к ави­ ационным катастрофам. Теперь об идеологии приборных по­ лётов вертолётов. Чтобы это понятие ос­ вободить от замызганности и шелухи, вспомнить и освежить его истинное зна­ чение нужно определиться с его форму­ лировкой (формулой). Любая идеология - это логически последовательный подбор законов природы подобранных и призван­ ных обеспечить мобилизованным людям максимально безошибочные действия и успех при достижении общей поставлен­ ной цели. Основа идеи приборного полёта неизбежно должна опираться на гаранти­ рованное приборное обеспечение зависа­ ния, устойчивого висения на любой малой высоте и приземления. Все остальные эле­ менты полёта, в том числе и связанные с выполнением полётных задач, являются производными от надёжного обеспече­ ния пилотирования на малых высотах. Ну, точно так, как последовательно уклады­ ваются кирпичи на прочный фундамент правильно строящегося дома. Вот такого фундамента для полётов в сложных мете­ оусловиях у наших вертолётчиков до сих пор и нет, и никто не стремится его соз­ давать. При этом, из оказывающихся в сте­ чениях сложных полётных обстоятельств уверенно (не случайно) выживают, в ос­ новном, только лётчики-интеллектуалы, способные осознанно заблаговременными личными проработками компенсировать приборные недостатки. Выше, о некото­ рых, из таких приёмов, я уже рассказывал. Чего стоит только подмена прибора скоро­ сти положением угла тангажа. Этот при­ ём мне очень помогал в полётах, но уди­ вительно, что до сих пор лётчики его не знают и им не пользуются. Скорее всего, это происходит из-за отрицания этого при- 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz