Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности толёта. И это, и плохое приборно-пило- тажное оборудование кабин накладывало на лётчиков серьёзную ответственность за умение правильно пользоваться авто пилотами в условиях полного отсутствия видимости закабинного пространства, на малых и, особенно, на запредельно ма лых высотах. Дело в том, чтобы не терять контроль за своим пространственным по ложением и постоянно гарантированно обеспечивать безопасность своего полёта, очень часто бывает необходимым одно временно видеть и оценивать сразу (без переноса взгляда) динамику приборной высоты, крена и тангажа. К сожалению, обеспечить это, с помощью современных приборов не возможно. Но любой здравый лётчик, не смотря ни на какие обстоятель ства, стремится увязывать эти параметры в едином, или, на худой конец, в очень сжатом времени. Иначе, представление о своём собственном приборном полёте бу дет неизбежно неверным, а на малых вы сотах опасно искажённым. В этих случаях роль автопилота бесценна. На него можно полагаться в сложных ситуациях, когда лётчику не хватает внимания и времени считывать, постоянно изменяющиеся, по казания многочисленных пилотажных и навигационных приборов. Но, при этом, требуется чёткое осознание моментов, когда, как и почему ты отдаёшь автопи лоту полную пилотажную инициативу, а когда, почему и, как берёшь её на себя. Было несколько нелепых катастроф из-за неумелого использования режимов авто пилота достаточно опытными лётчиками, но и винить их за это нельзя. При плохом приборном пилотажном оборудовании невозможно создать здравую идеологию приборного полёта на малых высотах и внедрить её в инструкцию. Её и нет. Пра вильнее было бы сказать, что отсутствие такой идеологии, как раз и открывает пути для конструирования плохого приборного оборудования, а, стало быть, и пути к ави ационным катастрофам. Теперь об идеологии приборных по лётов вертолётов. Чтобы это понятие ос вободить от замызганности и шелухи, вспомнить и освежить его истинное зна чение нужно определиться с его форму лировкой (формулой). Любая идеология - это логически последовательный подбор законов природы подобранных и призван ных обеспечить мобилизованным людям максимально безошибочные действия и успех при достижении общей поставлен ной цели. Основа идеи приборного полёта неизбежно должна опираться на гаранти рованное приборное обеспечение зависа ния, устойчивого висения на любой малой высоте и приземления. Все остальные эле менты полёта, в том числе и связанные с выполнением полётных задач, являются производными от надёжного обеспече ния пилотирования на малых высотах. Ну, точно так, как последовательно уклады ваются кирпичи на прочный фундамент правильно строящегося дома. Вот такого фундамента для полётов в сложных мете оусловиях у наших вертолётчиков до сих пор и нет, и никто не стремится его соз давать. При этом, из оказывающихся в сте чениях сложных полётных обстоятельств уверенно (не случайно) выживают, в ос новном, только лётчики-интеллектуалы, способные осознанно заблаговременными личными проработками компенсировать приборные недостатки. Выше, о некото рых, из таких приёмов, я уже рассказывал. Чего стоит только подмена прибора скоро сти положением угла тангажа. Этот при ём мне очень помогал в полётах, но уди вительно, что до сих пор лётчики его не знают и им не пользуются. Скорее всего, это происходит из-за отрицания этого при- 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz