Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ лёта, в котором повысилась, скажем, ви брация, лётчик говорит своему механику, например, такие слова: «Петя! Вышел из строя (сломался) осевой шарнир одной из лопастей верхнего несущего винта. Поя вилась специфическая вибрация и харак терное, для этого случая, поведение одной лопасти». Это записывается и в офици альном отчёте, а устранение дефекта и, связанной с ним, вибрации становится, в прямом смысле, делом техники, быстрым и точным. Таких, причинных, признаков различных отказов на любом типе вертолё тов достаточно много. Поэтому вертолёты на фирме могут содержаться в идеальном, эталонном состоянии. В противовес этому приведу разговор между военным механи ком и нашим лётчиком-испытателем на во енном аэродроме. Механик: «Почему ваша фирма делает такие плохие вертолёты? У наших лётчиков аж пломбы из зубов вы скакивают от большой вибрации!». Возму щённый лётчик-испытатель: «Ваши лёт чики, летая при повышенной вибрации, нарушают, в этой части, инструкцию по технике пилотирования, летают на заве домо неисправных вертолётах и, поэтому, в любом из широкого спектра возможных лётных происшествий, легко могут быть обвинены и понесут за это серьёзную юридическую ответственность». Испы татель обескуражен. Он привык к тому, что на соосных вертолётах причины раз личных вибраций объективно понятны и потому легко устранимы. Стараясь разо браться в обстановке, разговаривает с лёт чиками, другими механиками. И выясняет. Военный лётчик, возвращаясь из по лёта с возникшим дефектом, как правило, не может объяснить причину его возник новения и направить усилия технического состава по верному пути его определения и устранения. Поэтому техник, скорее все го, пытается устранить дефект совсем не в том месте и не так, как бы следовало. В следующем полёте, лётчик видит, что ме ханик ничего не сделал, дефект не устра нил. Злится на механика. Механик начи нает плохо относиться к лётчику. Но рано или поздно, они оба будут плохо думать об этом вертолёте и о тех, кто его сделал. Главная причина в создании этой не лепой ситуации в том, что, передав в экс плуатацию новый вертолёт и подробную инструкцию по технике его пилотирова ния, забыли, а, возможно, и не знали, не придали значение передать диагностиче ского характера опыт лётчиков-испытате- лей. Это было бы совсем не сложно, но и весьма полезно для рядовых лётчиков по сравнению с непреодолимым непонима нием такой необходимости. Я сейчас не ставлю своей целью искать виноватых, но сказать об огромном ущербе фирме и общему авиационному делу, обязан. А, кроме того, такие проявления дефектов, как повышенная вибрация в полёте очень активно усаживают позвоночники, умень шают межпозвонковые зазоры при мы шечной расслабленности членов экипажа. К сожалению, молодежь узнает об этом и о том, что это такое, только ближе к пен сии, как это часто случается со многими нами, вертолётчиками - стариками. Я, борясь с недугами своего позвоночника, познакомился с лечебным методом, когда меня сажали в специальное кресло, привя зывали, переворачивали почти вниз голо вой и несколько минут трясли. Результат был поразительным - боль уходила, но ненадолго. Рассказал об этом врачу. А он мне: «Ты, наверное, лет тридцать трясся на вертолётах, так вот, чтобы вылечить ся этим методом, нужно трясти тебя вниз головой примерно столько же лет». Ска зал, что зарубежные вертолётчики перед полётом опоясываются широкими пояса ми, наподобие тех, которыми пользуются 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz