Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ лёта, в котором повысилась, скажем, ви­ брация, лётчик говорит своему механику, например, такие слова: «Петя! Вышел из строя (сломался) осевой шарнир одной из лопастей верхнего несущего винта. Поя­ вилась специфическая вибрация и харак­ терное, для этого случая, поведение одной лопасти». Это записывается и в офици­ альном отчёте, а устранение дефекта и, связанной с ним, вибрации становится, в прямом смысле, делом техники, быстрым и точным. Таких, причинных, признаков различных отказов на любом типе вертолё­ тов достаточно много. Поэтому вертолёты на фирме могут содержаться в идеальном, эталонном состоянии. В противовес этому приведу разговор между военным механи­ ком и нашим лётчиком-испытателем на во­ енном аэродроме. Механик: «Почему ваша фирма делает такие плохие вертолёты? У наших лётчиков аж пломбы из зубов вы­ скакивают от большой вибрации!». Возму­ щённый лётчик-испытатель: «Ваши лёт­ чики, летая при повышенной вибрации, нарушают, в этой части, инструкцию по технике пилотирования, летают на заве­ домо неисправных вертолётах и, поэтому, в любом из широкого спектра возможных лётных происшествий, легко могут быть обвинены и понесут за это серьёзную юридическую ответственность». Испы­ татель обескуражен. Он привык к тому, что на соосных вертолётах причины раз­ личных вибраций объективно понятны и потому легко устранимы. Стараясь разо­ браться в обстановке, разговаривает с лёт­ чиками, другими механиками. И выясняет. Военный лётчик, возвращаясь из по­ лёта с возникшим дефектом, как правило, не может объяснить причину его возник­ новения и направить усилия технического состава по верному пути его определения и устранения. Поэтому техник, скорее все­ го, пытается устранить дефект совсем не в том месте и не так, как бы следовало. В следующем полёте, лётчик видит, что ме­ ханик ничего не сделал, дефект не устра­ нил. Злится на механика. Механик начи­ нает плохо относиться к лётчику. Но рано или поздно, они оба будут плохо думать об этом вертолёте и о тех, кто его сделал. Главная причина в создании этой не­ лепой ситуации в том, что, передав в экс­ плуатацию новый вертолёт и подробную инструкцию по технике его пилотирова­ ния, забыли, а, возможно, и не знали, не придали значение передать диагностиче­ ского характера опыт лётчиков-испытате- лей. Это было бы совсем не сложно, но и весьма полезно для рядовых лётчиков по сравнению с непреодолимым непонима­ нием такой необходимости. Я сейчас не ставлю своей целью искать виноватых, но сказать об огромном ущербе фирме и общему авиационному делу, обязан. А, кроме того, такие проявления дефектов, как повышенная вибрация в полёте очень активно усаживают позвоночники, умень­ шают межпозвонковые зазоры при мы­ шечной расслабленности членов экипажа. К сожалению, молодежь узнает об этом и о том, что это такое, только ближе к пен­ сии, как это часто случается со многими нами, вертолётчиками - стариками. Я, борясь с недугами своего позвоночника, познакомился с лечебным методом, когда меня сажали в специальное кресло, привя­ зывали, переворачивали почти вниз голо­ вой и несколько минут трясли. Результат был поразительным - боль уходила, но ненадолго. Рассказал об этом врачу. А он мне: «Ты, наверное, лет тридцать трясся на вертолётах, так вот, чтобы вылечить­ ся этим методом, нужно трясти тебя вниз головой примерно столько же лет». Ска­ зал, что зарубежные вертолётчики перед полётом опоясываются широкими пояса­ ми, наподобие тех, которыми пользуются 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz