Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ синусоиду до области аварийного сбоя всех объективных параметров и тогда стал наглядным момент ошибочного при­ земления с энергичным сбросом ОШ при максимальном крене корабля. Настоял на своём особом мнении в аварийном акте. И был немало удивлён, когда через какое-то время в копии акта, принадлежавшей на­ шей фирме, не обнаружил своего особого мнения. Моя подпись как члена комиссии была, а особое мнение из материала было изъято. Я не жаждал кого-то наказывать, но как лётчик чувствовал, что заведомая необъективность, заведомая ложь в любых аварийных расследованиях сродни ди­ версии или мины замедленного действия. Скрытые истинные причины не позволя­ ют родиться правильным исправительным мерам по предотвращению повторения, как подобных происшествий, так и появ­ лению любых других. Другим, очень раз­ личным происшествиям почва на долго уже подготовлена безответственностью, а из-за этого порой и случаями нечестно­ сти как членов аварийных комиссий, так и других «ответственных» авиационных функционеров. Олег Кононенко изначально был лёт- чиком-испытателем ЛИИ (лётно- иссле­ довательский институт). Был в группе кандидатов в лётчики-космонавты. Летал на вертолётах, но и на самолётах, чего там абсолютно правильно не возбраня­ лось. Отличная техника пилотирования и умение просчитывать личную лётную ситуацию достаточно далеко вперёд сде­ лали его ведущим лётчиком-испытателем. Не случайно фирмой Яковлева ему было предложено стать ведущим лётчиком на испытаниях первого в истории нашей ави­ ации вертикально взлетающего истребите­ ля. Вместе с тем он на базе ЛИИ выпол­ нял сложную программу по определению условий возникновения и характеристик «вихревого кольца» на НВ соосного верто­ лёта Ка-26. Как оказалось, впоследствии, методика этих испытаний была ведущими специалистами ЛИИ с участием специа­ листов нашей фирмы просчитана плохо. После нескольких полётов с присущей ему осторожностью и точностью испол­ нения режимов на вертолёте, Кононен­ ко был отозван в командировку по делам истребителя. Перед отлётом он офици­ ально заявил, что программу испытаний на Ка-26 выполнять сложно, а методика откровенно опасна и рекомендовал перед продолжением испытательных полётов собрать новый методический совет. Про­ должать программу испытаний на вер­ толёте был назначен лётчик-испытатель Анатолий Муха. Опасения Кононенко были руководством полностью игнориро­ ваны и через несколько полётов произо­ шла катастрофа, в которой Муха погиб. Я был назначен членом аварийной комиссии и довольно быстро, правда только после изучения объективных записей, нашёл ряд связанных друг с другом ошибок в зара­ нее составленной методике выполнения этих испытаний, о чём и заявил на одном из совещаний комиссии. Присутствующий начальник вертолётной лаборатории ЛИИ, Брен Самуил Борисович быстро встал со стула и с всплесками высоких нот в голосе вскричал: «Вы что, не верите в Советскую науку ?!!!». Тогда это был весьма весомый аргумент в пользу ошибок бракоделов, но я и сейчас могу объяснить почему и как погиб Муха. Пишу потому, что, изучая материалы катастрофы, анализировал и предшествующие режимы, выполненные Кононенко, именно благодаря им у меня и сложилось высокое мнение о нем как о лётчике. Олег Кононенко, продолжая испыты­ вать истребитель Як-36М на новых наших авианосцах кроме прочего с целью эконо- 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz