Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности раз вдохну, то могу потерять сознание. Ин стинктивно приготовился к действиям на случай вполне возможных помпажей или самовыключения двигателей, но всё обо шлось. Двигатели оказались более надёж ными, чем мой организм. Тёмная ночь. Корабль на ходу. Качка ±10°. Лётчик-испытатель нашей фирмы выполняет посадку на площадку №3. Я в проёме открытой боковой двери корабель ных надстроек и наблюдаю за этой опера цией. Пред-посадочное висение не полу чается. Лётчик, видимо устав, значительно увеличил высоту висения для того, чтобы скоординировать поведение своего верто лёта в земной системе координат с помо щью авиагоризонта. Это ему удалось, вер толёт чётко завис, но высокие надстройки корабля на увеличивающемся левом крене стали неудержимо приближаться к верто лёту справа. Лётчик, находясь на левом сидении и занятый авиагоризонтом этого не видел и никак на это не реагировал. Ситуацию спасло лишь то, что вертолёт оказался не выше критической высоты со прикосновения с надстройками, но было очень опасно. Из-за очень слабо организованных творческих контактов между лётчика- ми-испытателями главного заказчика и лётчиками-испытателями нашей фирмы неоднократно у военных происходили лёт ные происшествия на различных кораблях. Так на авианосце «НОВОРОСИЙСК» (ещё одной копии «Киева»), несмотря на то, что мои рекомендации по обузданию опасной раскачки вертолёта ночью над сильно ка чающейся палубой были уже помещены в журнале, произошло тяжёлое лётное происшествие. При выполнении посад ки лётчик-испытатель неверно рассчитал момент касания палубы колёсами шасси и сброса ОШ (по инструкции было разреше но приземление в пределах кренов ±3°), и всё это произошло при правом крене палу бы 10° с большим боковым юзом вправо, поломкой правой стойки основного шасси, опрокидыванием и смещением вертолёта в сторону противопожарного расчёта, где лопастью был убит матрос. Лётчик-испы- татель был опытный, но маленького роста и ему было бы очень нужно хотя бы под нять выше своё пилотское сидение. Я был включён в аварийную комиссию от фирмы и увидел много интересного в её деятель ности. Генерал - председатель комиссии, перед этим происшествием был преду преждён своим руководством за частые аварии в его ведомстве и не мог в этом случае допустить обвинения своего лёт чика-испытателя. Собственно, лётчик и не был виноват, не он же должен был созда вать у себя обстановку, обеспечивающую своевременный обмен лётного опыта. Так или иначе из материала объективного кон троля исчезли данные о динамике и ве личине качки корабля. Момент ударного приземления зафиксировали многие пара метры вертолёта характерным в таких слу чаях дружным сбоем, но крен корабля при этом определить было как будто невоз можно. И сразу же в большинство членов этой военной комиссии вселилась главная причина в виде поломки правой стойки основного шасси из-за производственно го очень непонятного, судя по структуре излома, а потому и очень сомнительного дефекта. Но я, продолжая копаться в мате риалах, нашёл бортовую запись вертолёта, лежащего поперёк палубы. Запись после ударного момента и короткой временной паузы снова возобновилась, но теперь уже фиксировала не что, иное как сину соидальную динамику и величину кренов корабля, который после происшествия ещё достаточно долго продолжал идти с заданной бортовой качкой. Мне остава лось только восстановить эту правильную 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz