Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности раз вдохну, то могу потерять сознание. Ин­ стинктивно приготовился к действиям на случай вполне возможных помпажей или самовыключения двигателей, но всё обо­ шлось. Двигатели оказались более надёж­ ными, чем мой организм. Тёмная ночь. Корабль на ходу. Качка ±10°. Лётчик-испытатель нашей фирмы выполняет посадку на площадку №3. Я в проёме открытой боковой двери корабель­ ных надстроек и наблюдаю за этой опера­ цией. Пред-посадочное висение не полу­ чается. Лётчик, видимо устав, значительно увеличил высоту висения для того, чтобы скоординировать поведение своего верто­ лёта в земной системе координат с помо­ щью авиагоризонта. Это ему удалось, вер­ толёт чётко завис, но высокие надстройки корабля на увеличивающемся левом крене стали неудержимо приближаться к верто­ лёту справа. Лётчик, находясь на левом сидении и занятый авиагоризонтом этого не видел и никак на это не реагировал. Ситуацию спасло лишь то, что вертолёт оказался не выше критической высоты со­ прикосновения с надстройками, но было очень опасно. Из-за очень слабо организованных творческих контактов между лётчика- ми-испытателями главного заказчика и лётчиками-испытателями нашей фирмы неоднократно у военных происходили лёт­ ные происшествия на различных кораблях. Так на авианосце «НОВОРОСИЙСК» (ещё одной копии «Киева»), несмотря на то, что мои рекомендации по обузданию опасной раскачки вертолёта ночью над сильно ка­ чающейся палубой были уже помещены в журнале, произошло тяжёлое лётное происшествие. При выполнении посад­ ки лётчик-испытатель неверно рассчитал момент касания палубы колёсами шасси и сброса ОШ (по инструкции было разреше­ но приземление в пределах кренов ±3°), и всё это произошло при правом крене палу­ бы 10° с большим боковым юзом вправо, поломкой правой стойки основного шасси, опрокидыванием и смещением вертолёта в сторону противопожарного расчёта, где лопастью был убит матрос. Лётчик-испы- татель был опытный, но маленького роста и ему было бы очень нужно хотя бы под­ нять выше своё пилотское сидение. Я был включён в аварийную комиссию от фирмы и увидел много интересного в её деятель­ ности. Генерал - председатель комиссии, перед этим происшествием был преду­ преждён своим руководством за частые аварии в его ведомстве и не мог в этом случае допустить обвинения своего лёт­ чика-испытателя. Собственно, лётчик и не был виноват, не он же должен был созда­ вать у себя обстановку, обеспечивающую своевременный обмен лётного опыта. Так или иначе из материала объективного кон­ троля исчезли данные о динамике и ве­ личине качки корабля. Момент ударного приземления зафиксировали многие пара­ метры вертолёта характерным в таких слу­ чаях дружным сбоем, но крен корабля при этом определить было как будто невоз­ можно. И сразу же в большинство членов этой военной комиссии вселилась главная причина в виде поломки правой стойки основного шасси из-за производственно­ го очень непонятного, судя по структуре излома, а потому и очень сомнительного дефекта. Но я, продолжая копаться в мате­ риалах, нашёл бортовую запись вертолёта, лежащего поперёк палубы. Запись после ударного момента и короткой временной паузы снова возобновилась, но теперь уже фиксировала не что, иное как сину­ соидальную динамику и величину кренов корабля, который после происшествия ещё достаточно долго продолжал идти с заданной бортовой качкой. Мне остава­ лось только восстановить эту правильную 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz