Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ быть не может. К тому же я видел чётко выраженный декремент упругого загиба лопасти вниз. Мне оставалось только най­ ти новое понимание системы резонансно­ го поведения лопасти, объяснить для себя причину, характер протекания и конечный результат. Что я и сделал. Объяснение по­ местил в журнал «Армейский сборник». Но ведь опять в пустоту! Я вовсе не умнее наших авиационных чиновников, просто в полёте, как в лаборатории, если вижу но­ вый для меня факт, это сильно вооружает упорством в отыскивании его причин, а тот, кто факт не видел не только не может сосредоточить своё внимание на теме, но и что-либо понять уже из готовых проверен­ ных объяснений. На соосных вертолётах, особенно на Ка-26, на земле после выклю­ чения двигателей, на останове НВ в ко­ нечной его фазе было поломано схлёстом большое количество лопастей. Если бы лётчиков вооружили только правиль­ ным пониманием физики этого явления, то, убеждён, и поломок было бы гораздо меньше, или вовсе не было бы. Уж не гово­ рю о богатом материале для конструктив­ ных разрешений этой проблемы. Но опять не случилось. Я же, когда в условиях глу­ бокой полярной ночи был вынужден вы­ полнить расчёт на посадку и выключение двигателей на палубе атомного ледокола «СИБИРЬ» при далеко запредельном ве­ тре 35 м/сек., с пониманием перспективы успешно применил свои теоретические разработки. Утверждаю, что ветровые взлётно-посадочные ограничения на всех вертолётах можно значительно расширить недорогими конструктивными и инструк­ тивными дополнениями. Описывая механизм поломки лопа­ стей при останове, резонансная их, при определённых, условиях затяжная раскач­ ка в плоскости взмаха объясняется хорошо и может быть графически иллюстрирова­ на. И я считал, что подобная раскачка при запуске двигателей и раскрутке лопастей невозможна из-за быстрого прохода обо­ ротов через резонансные условия. Но вот однажды на запуске двигателя при силь­ ном встречном результирующем потоке воздуха визуально потерял контур враще­ ния нижнего НВ. Напрягся, раскрутка обо­ ротов продолжается и вдруг контур, энер­ гично метнувшись снизу - вверх, встал на своё место. Подумал, показалось! Потом было ещё такое и я уже видел короткое мелькание лопастей нижнего винта на фоне палубы. Это явление, то-ли реальное, то-ли нет, не приводило к каким-либо не­ гативным последствиям, и я ограничился только записью об этом в полётном листе и разговорами с некоторыми нашими лёт­ чиками. Но вот пришло сообщение о том, что погиб техник находящийся на палубе почти вплотную к кабине пилотов во вре­ мя запуска двигателя. Мне стало ясно, что случаи на запуске первого двигателя очень кратковременного и очень сильного загиба лопастей в переднем азимуте вниз, вполне реальны. В качестве рекомендации, можно запретить людям находиться около верто­ лёта во время запуска первого двигателя при сильном ветре спереди, а лётчику за­ пускать двигатель первым нужно тот, у ко­ торого более энергичные характеристики запуска. День. Корабль на сильном ходу. Уве­ личенные режимы корабельных двигате­ лей сопровождаются дымным шлейфом за кораблём, иногда касающимся палубной кормы. Нахожусь на завершающейся фазе глиссады предпосадочного снижения. Левая дверь кабины открыта. Дымный шлейф впереди вижу и понимаю, что не­ пременно войду в него своим вертолётом, но не придаю этому никакого значения. Первый вдох дыма, мгновенный дыхатель­ ный спазм и ощущение того, что если ещё 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz