Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ быть не может. К тому же я видел чётко выраженный декремент упругого загиба лопасти вниз. Мне оставалось только най ти новое понимание системы резонансно го поведения лопасти, объяснить для себя причину, характер протекания и конечный результат. Что я и сделал. Объяснение по местил в журнал «Армейский сборник». Но ведь опять в пустоту! Я вовсе не умнее наших авиационных чиновников, просто в полёте, как в лаборатории, если вижу но вый для меня факт, это сильно вооружает упорством в отыскивании его причин, а тот, кто факт не видел не только не может сосредоточить своё внимание на теме, но и что-либо понять уже из готовых проверен ных объяснений. На соосных вертолётах, особенно на Ка-26, на земле после выклю чения двигателей, на останове НВ в ко нечной его фазе было поломано схлёстом большое количество лопастей. Если бы лётчиков вооружили только правиль ным пониманием физики этого явления, то, убеждён, и поломок было бы гораздо меньше, или вовсе не было бы. Уж не гово рю о богатом материале для конструктив ных разрешений этой проблемы. Но опять не случилось. Я же, когда в условиях глу бокой полярной ночи был вынужден вы полнить расчёт на посадку и выключение двигателей на палубе атомного ледокола «СИБИРЬ» при далеко запредельном ве тре 35 м/сек., с пониманием перспективы успешно применил свои теоретические разработки. Утверждаю, что ветровые взлётно-посадочные ограничения на всех вертолётах можно значительно расширить недорогими конструктивными и инструк тивными дополнениями. Описывая механизм поломки лопа стей при останове, резонансная их, при определённых, условиях затяжная раскач ка в плоскости взмаха объясняется хорошо и может быть графически иллюстрирова на. И я считал, что подобная раскачка при запуске двигателей и раскрутке лопастей невозможна из-за быстрого прохода обо ротов через резонансные условия. Но вот однажды на запуске двигателя при силь ном встречном результирующем потоке воздуха визуально потерял контур враще ния нижнего НВ. Напрягся, раскрутка обо ротов продолжается и вдруг контур, энер гично метнувшись снизу - вверх, встал на своё место. Подумал, показалось! Потом было ещё такое и я уже видел короткое мелькание лопастей нижнего винта на фоне палубы. Это явление, то-ли реальное, то-ли нет, не приводило к каким-либо не гативным последствиям, и я ограничился только записью об этом в полётном листе и разговорами с некоторыми нашими лёт чиками. Но вот пришло сообщение о том, что погиб техник находящийся на палубе почти вплотную к кабине пилотов во вре мя запуска двигателя. Мне стало ясно, что случаи на запуске первого двигателя очень кратковременного и очень сильного загиба лопастей в переднем азимуте вниз, вполне реальны. В качестве рекомендации, можно запретить людям находиться около верто лёта во время запуска первого двигателя при сильном ветре спереди, а лётчику за пускать двигатель первым нужно тот, у ко торого более энергичные характеристики запуска. День. Корабль на сильном ходу. Уве личенные режимы корабельных двигате лей сопровождаются дымным шлейфом за кораблём, иногда касающимся палубной кормы. Нахожусь на завершающейся фазе глиссады предпосадочного снижения. Левая дверь кабины открыта. Дымный шлейф впереди вижу и понимаю, что не пременно войду в него своим вертолётом, но не придаю этому никакого значения. Первый вдох дыма, мгновенный дыхатель ный спазм и ощущение того, что если ещё 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz