Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности вания, то обстоятельства могут брать верх над любым малограмотным человеком. Так или иначе, главным следствием эксплуатации Ка-25 явилось появление нового противолодочного вертолёта Ка- 27, с новым комплексом, включающим в себя и бортовой локатор, и бортовой вы­ числитель (компьютер) с новыми, весьма расширенными, задачами всепогодного поиска, обнаружения и уничтожения под­ водных целей. Предшественник вертолёта Ка-27, вертолёт Ка-25, вместе с начинкой вложен­ ной и встроенной в его фюзеляж, в своё время, оказался чудом техники, прорывом в области создания противолодочного ору­ жия. Недаром он, много лет спустя после того, как перестал эксплуатироваться в нашей стране и до сего времени, успеш­ но используется в военном морском флоте Индии, подтверждая философскую фор­ мулу: «Не техника красит людей, а люди технику». Нужно всегда иметь в виду то, что в название этого вертолёта неразрывно входило понятие - противолодочный ком­ плекс. Это и аэродинамическая машина (аппарат тяжелее воздуха), как и все вер­ толёты, но ещё и носитель встроенных в его конструкцию средств активного обна­ ружения подводных и надводных целей, а так же различных средств их поражения. Его фюзеляж, к другому приспособлен и не был. Даже короткий размер его фюзе­ ляжа в полёте снизу выглядел поджарым и узким и где-то походил на осиную фор­ му. Этот вертолёт сугубо боевого предна­ значения позволял грамотному, правильно обученному лётчику, прошедшему специ­ альную подготовку пилотирования на ча­ стично неисправной технике быть в по­ лёте практически всегда над любыми, так называемыми, особыми случаями (случая­ ми, когда возникают реальные угрозы без­ опасности). Нас молодых и начинающих лётчиков-испытателей пилотированию условно неисправного вертолёта Ка-15, в своё время упорно обучал Ефремов Дми­ трий Константинович. Особенно важную роль в обеспечении безопасности полётов играет способность вертолёта произво­ дить вынужденные посадки без пробега с вышедшими из строя всеми двигателя­ ми, т.е. успешно приземляться на режиме авторотации на любую подстилающую поверхность. Разумеется, требуется ещё умение лётчиков пользоваться представ­ ляемыми этой техникой возможностями. Мечта пилота - в обычном полёте чув­ ствовать себя свободно и раскованно, а в сложной ситуации всегда быть хозяином положения на Ка-25 была близка к осу­ ществлению. Однако, Ка-25, как оружие изначально обладал рядом очевидных и нетерпимых недостатков. Прежде всего, не мог обеспе­ чивать активный поиск подводных целей ночью из-за старого пилотажного прибор­ ного оборудования, явно не соответству­ ющего новым, значительно усложнённым полётным задачам, когда приходилось их выполнять на высоте 20 метров при пол­ ном отсутствии какой-либо видимости. При этом на вертолёте была совсем не раз­ вита своевременная сигнализация лётчику об отказах в работе различных систем. Из- за этого приходилось уделять частое вни­ мание не пилотажным, а второстепенным приборам даже тогда, когда их показания были в норме. Специфика же полётов на основное предназначение этого вертолё­ та не позволяла лётчику растрачиваться зря, т.е. недопустимо смотреть на непило­ тажный прибор во время его нормальных показаний. Всё это распыляло внимание лётчика и на порядок снижало боеспособ­ ность вертолёта. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz