Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности вания, то обстоятельства могут брать верх над любым малограмотным человеком. Так или иначе, главным следствием эксплуатации Ка-25 явилось появление нового противолодочного вертолёта Ка- 27, с новым комплексом, включающим в себя и бортовой локатор, и бортовой вы числитель (компьютер) с новыми, весьма расширенными, задачами всепогодного поиска, обнаружения и уничтожения под водных целей. Предшественник вертолёта Ка-27, вертолёт Ка-25, вместе с начинкой вложен ной и встроенной в его фюзеляж, в своё время, оказался чудом техники, прорывом в области создания противолодочного ору жия. Недаром он, много лет спустя после того, как перестал эксплуатироваться в нашей стране и до сего времени, успеш но используется в военном морском флоте Индии, подтверждая философскую фор мулу: «Не техника красит людей, а люди технику». Нужно всегда иметь в виду то, что в название этого вертолёта неразрывно входило понятие - противолодочный ком плекс. Это и аэродинамическая машина (аппарат тяжелее воздуха), как и все вер толёты, но ещё и носитель встроенных в его конструкцию средств активного обна ружения подводных и надводных целей, а так же различных средств их поражения. Его фюзеляж, к другому приспособлен и не был. Даже короткий размер его фюзе ляжа в полёте снизу выглядел поджарым и узким и где-то походил на осиную фор му. Этот вертолёт сугубо боевого предна значения позволял грамотному, правильно обученному лётчику, прошедшему специ альную подготовку пилотирования на ча стично неисправной технике быть в по лёте практически всегда над любыми, так называемыми, особыми случаями (случая ми, когда возникают реальные угрозы без опасности). Нас молодых и начинающих лётчиков-испытателей пилотированию условно неисправного вертолёта Ка-15, в своё время упорно обучал Ефремов Дми трий Константинович. Особенно важную роль в обеспечении безопасности полётов играет способность вертолёта произво дить вынужденные посадки без пробега с вышедшими из строя всеми двигателя ми, т.е. успешно приземляться на режиме авторотации на любую подстилающую поверхность. Разумеется, требуется ещё умение лётчиков пользоваться представ ляемыми этой техникой возможностями. Мечта пилота - в обычном полёте чув ствовать себя свободно и раскованно, а в сложной ситуации всегда быть хозяином положения на Ка-25 была близка к осу ществлению. Однако, Ка-25, как оружие изначально обладал рядом очевидных и нетерпимых недостатков. Прежде всего, не мог обеспе чивать активный поиск подводных целей ночью из-за старого пилотажного прибор ного оборудования, явно не соответству ющего новым, значительно усложнённым полётным задачам, когда приходилось их выполнять на высоте 20 метров при пол ном отсутствии какой-либо видимости. При этом на вертолёте была совсем не раз вита своевременная сигнализация лётчику об отказах в работе различных систем. Из- за этого приходилось уделять частое вни мание не пилотажным, а второстепенным приборам даже тогда, когда их показания были в норме. Специфика же полётов на основное предназначение этого вертолё та не позволяла лётчику растрачиваться зря, т.е. недопустимо смотреть на непило тажный прибор во время его нормальных показаний. Всё это распыляло внимание лётчика и на порядок снижало боеспособ ность вертолёта. 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz