Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ дефект, как устранили моё замечание, за писанное в полётном листе? Начальник показывает небольшое зелёное электриче ское сопротивление с подгоревшим боком. Я возразил, сказал, что считаю дефект не устранённым, т.к. дыма было как от «пол куба» дров. Предупредил готовившегося военного лётчика-испытателя, Владимира Светошнюка, о большой вероятности за втрашнего пожара в полёте на его борту. Посоветовал перед отлётом в море прове рить все системы рядом с берегом и уехал. В Люберцах моё руководство в панике. «Ты только уехал, а на твоём вертолёте случился пожар!». Я ответил, что знал это и предупредил лётчика о необходимых ме рах. Поэтому ничего страшного произой ти не должно было. Оказалось, полностью сгорел большой блок спецоборудования. Внутри его плавилось стекло и металл. До топливного бака, внизу под полом, остава лось совсем немного. Раньше такой подход к организации испытательных полётов называли «пре ступно халатным» и были совершенно правы, когда жестоко за это наказывали виновных. Описанные случаи из нашей лётно-ис- пытательной практики, особенно в части лёгкого отношения к своим ошибкам ру ководства, к сожалению, довольно типич ные. Собственно, такое положение и яв ляется одной из составных частей причин неистребимости лётных происшествий. Зато, роль личности лётчика, его знаний, интеллекта и умений нейтрализовать естественные и «искусственные» полёт ные сложности выглядят в общественном смысле очень весомо и рельефно, да и лёт чику приносят не малое профессиональ ное удовлетворение. Но, всё это, при очень заметном руководящем сдерживании этих процессов различными приёмами. Беспечность, проявляемая при осмыс лении лётного опыта, развитии его и за 186 ________________________________ креплении в последующих конструкциях, может дорого стать фирме через игнориро вание её вертолётов при решении будущих важных хозяйственных и государственных задач. Приведу пример весьма удачного использования при конструировании лёт ного опыта. Мастерство лётчика-испытателя Ла- рюшина Евгения Ивановича, в своё время позволило инженерно-конструкторским силам фирмы путём многочисленных творческих проб и переделок понять фи зическую суть и устранить особую склон ность Ка-25 к разрушительному земному резонансу. При этом, Евгений Иванович, не допустил ни одной поломки вертолёта, впоследствии став Заслуженным лётчи- ком-испытателем СССР, Героем Советско го Союза. Но такие примеры творческих связей конструкторов и лётчиков не были системой. В воздухе наибольшая опасность соз давалась не столько от встреч с новыми, незнакомыми явлениями природы, сколь ко из-за, возникавших иногда, ошибок, нерадивости, не профессионализма, без ответственности и нечестности отдельных наших около полётных, да и полётных специалистов. В общем, вертолёт Ка-25 сыграл свою исключительно большую роль и в станов лении инженеров конструкторов, и мор ских лётчиков противолодочников, и ор ганизаторов всякого рода. Лётчики, поле тав в различных условиях, полюбили этот вертолёт и с ироническим пониманием относились к устным и письменным па сквилям, иногда случавшимся со стороны. Было немало разговоров и о неспособно сти соосных вертолётов выполнять посад ки на авторотации и о предрасположенно сти к схлестыванию лопастей их несущих систем. Всё это от лукавого. Действитель но только то, что если не знать особенно сти любой техники и правил её использо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz