Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ дефект, как устранили моё замечание, за­ писанное в полётном листе? Начальник показывает небольшое зелёное электриче­ ское сопротивление с подгоревшим боком. Я возразил, сказал, что считаю дефект не устранённым, т.к. дыма было как от «пол­ куба» дров. Предупредил готовившегося военного лётчика-испытателя, Владимира Светошнюка, о большой вероятности за­ втрашнего пожара в полёте на его борту. Посоветовал перед отлётом в море прове­ рить все системы рядом с берегом и уехал. В Люберцах моё руководство в панике. «Ты только уехал, а на твоём вертолёте случился пожар!». Я ответил, что знал это и предупредил лётчика о необходимых ме­ рах. Поэтому ничего страшного произой­ ти не должно было. Оказалось, полностью сгорел большой блок спецоборудования. Внутри его плавилось стекло и металл. До топливного бака, внизу под полом, остава­ лось совсем немного. Раньше такой подход к организации испытательных полётов называли «пре­ ступно халатным» и были совершенно правы, когда жестоко за это наказывали виновных. Описанные случаи из нашей лётно-ис- пытательной практики, особенно в части лёгкого отношения к своим ошибкам ру­ ководства, к сожалению, довольно типич­ ные. Собственно, такое положение и яв­ ляется одной из составных частей причин неистребимости лётных происшествий. Зато, роль личности лётчика, его знаний, интеллекта и умений нейтрализовать естественные и «искусственные» полёт­ ные сложности выглядят в общественном смысле очень весомо и рельефно, да и лёт­ чику приносят не малое профессиональ­ ное удовлетворение. Но, всё это, при очень заметном руководящем сдерживании этих процессов различными приёмами. Беспечность, проявляемая при осмыс­ лении лётного опыта, развитии его и за­ 186 ________________________________ креплении в последующих конструкциях, может дорого стать фирме через игнориро­ вание её вертолётов при решении будущих важных хозяйственных и государственных задач. Приведу пример весьма удачного использования при конструировании лёт­ ного опыта. Мастерство лётчика-испытателя Ла- рюшина Евгения Ивановича, в своё время позволило инженерно-конструкторским силам фирмы путём многочисленных творческих проб и переделок понять фи­ зическую суть и устранить особую склон­ ность Ка-25 к разрушительному земному резонансу. При этом, Евгений Иванович, не допустил ни одной поломки вертолёта, впоследствии став Заслуженным лётчи- ком-испытателем СССР, Героем Советско­ го Союза. Но такие примеры творческих связей конструкторов и лётчиков не были системой. В воздухе наибольшая опасность соз­ давалась не столько от встреч с новыми, незнакомыми явлениями природы, сколь­ ко из-за, возникавших иногда, ошибок, нерадивости, не профессионализма, без­ ответственности и нечестности отдельных наших около полётных, да и полётных специалистов. В общем, вертолёт Ка-25 сыграл свою исключительно большую роль и в станов­ лении инженеров конструкторов, и мор­ ских лётчиков противолодочников, и ор­ ганизаторов всякого рода. Лётчики, поле­ тав в различных условиях, полюбили этот вертолёт и с ироническим пониманием относились к устным и письменным па­ сквилям, иногда случавшимся со стороны. Было немало разговоров и о неспособно­ сти соосных вертолётов выполнять посад­ ки на авторотации и о предрасположенно­ сти к схлестыванию лопастей их несущих систем. Всё это от лукавого. Действитель­ но только то, что если не знать особенно­ сти любой техники и правил её использо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz