Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности ния, заклинит её. Но вот показался берег, а вместе с этим усилилось беспокойство. Цена каждой секунды полёта стала возрас тать по мере его приближения. Очень не хотелось совсем немного не долететь. До летели. Схода приземлился на обрывистом краю берега. Оказалось, что в полёте стала разрушаться одна из лопастей НВ. Отлете ли сразу две концевые секции. Накануне они были повреждены при наземных ра ботах и заменены на другие. Но это не всё! Нижние подкосы стоек основного шасси сильно вдавились в надутые баллонеты, а на одном из подкосов оказался препариро вочный хомут, своими развёрнутыми вниз острыми щёчками глубоко вонзившийся в ткань. Ткань выдержала, но при посадке даже на спокойную воду была бы неиз бежно прорвана, а вертолёт с уникальным противолодочным комплексом утоплен. Конечно, при предполётном осмотре я и сам должен был обратить внимание на не верный монтаж хомута, конечно руковод ству нельзя было совмещать контрольный облёт вертолёта после серьёзного ремонта с производственным испытательным полё том над штормовым морем далеко от бере говой черты. Себя я частично оправдывал тем, что только что прибыл из Люберец и не имел достаточного времени самому во всё вникнуть, а о ремонте лопасти и со вмещении руководством задач этого полё та вообще узнал только после аварийной посадки. Таким образом, при предполёт ной подготовке был, как бы, обманут офи циальными лицами, стремящимися любой ценой выполнять план испытательных по лётов ради своих денежных премий. Официальным, записанным в специ альной графе акта по расследованию, ви новником этого происшествия оказался «некондиционный клей», из-за которого якобы и начала разрушаться отремонтиро ванная лопасть. Я же, остро обсуждая это событие с начальником ФФУВЗ, поражал ся упорству прямых факторов, созданных специалистами заблаговременно и направ ленных, вольно или невольно, на органи зацию лётного происшествия. А началь ника этого, при встречах, полушутя стал называть «некондиционным клеем». Маленький штрих: после моего до клада по радио о тряске и решении на вынужденное приводнение, из Феодосий ского морского порта в срочном порядке вышел морской спасательный катер, но, страмплинив с волны на волну и, получив повреждение корпуса и трюмную течь, был вынужден остановиться и бороться за собственное спасение. Так что, в случае приводнения и даже благополучного поки дания вертолёта из под воды, нам никакой помощи было бы не дождаться. Не было тогда и спасательных вертолётов, способ ных помочь терпящим бедствие в штормо вом море. В другой раз, так же достаточно да леко от берега, в кабине появился едкий дым. Открыл дверь, убрал акустическую станцию, выключил все, какие было мож но, потребители тока, подлетел поближе к обеспечивающему мой полёт небольшому кораблику, посадка на который была абсо лютно невозможна, и стал ждать дальней шего развития ситуации. В худшем вари анте рассчитывал на срочное приводнение и скорую помощь с корабля. Как только обозначилось уменьше ние дыма, на большой скорости полетел к берегу. Дым рассеялся, но перед самым приземлением запыхало дымом с новой силой. Это был последний плановый по лёт в моей командировке. В этот же день нужно было оформить документы и от быть в Люберцы. Занимаясь этими вопро сами, зашёл в кабинет того же начальника. Там шла подготовка к завтрашнему полёту на этом же вертолёте уже другого лётчи ка. Выясняю, что горело, как устранили 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz