Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности ния, заклинит её. Но вот показался берег, а вместе с этим усилилось беспокойство. Цена каждой секунды полёта стала возрас­ тать по мере его приближения. Очень не хотелось совсем немного не долететь. До­ летели. Схода приземлился на обрывистом краю берега. Оказалось, что в полёте стала разрушаться одна из лопастей НВ. Отлете­ ли сразу две концевые секции. Накануне они были повреждены при наземных ра­ ботах и заменены на другие. Но это не всё! Нижние подкосы стоек основного шасси сильно вдавились в надутые баллонеты, а на одном из подкосов оказался препариро­ вочный хомут, своими развёрнутыми вниз острыми щёчками глубоко вонзившийся в ткань. Ткань выдержала, но при посадке даже на спокойную воду была бы неиз­ бежно прорвана, а вертолёт с уникальным противолодочным комплексом утоплен. Конечно, при предполётном осмотре я и сам должен был обратить внимание на не­ верный монтаж хомута, конечно руковод­ ству нельзя было совмещать контрольный облёт вертолёта после серьёзного ремонта с производственным испытательным полё­ том над штормовым морем далеко от бере­ говой черты. Себя я частично оправдывал тем, что только что прибыл из Люберец и не имел достаточного времени самому во всё вникнуть, а о ремонте лопасти и со­ вмещении руководством задач этого полё­ та вообще узнал только после аварийной посадки. Таким образом, при предполёт­ ной подготовке был, как бы, обманут офи­ циальными лицами, стремящимися любой ценой выполнять план испытательных по­ лётов ради своих денежных премий. Официальным, записанным в специ­ альной графе акта по расследованию, ви­ новником этого происшествия оказался «некондиционный клей», из-за которого якобы и начала разрушаться отремонтиро­ ванная лопасть. Я же, остро обсуждая это событие с начальником ФФУВЗ, поражал­ ся упорству прямых факторов, созданных специалистами заблаговременно и направ­ ленных, вольно или невольно, на органи­ зацию лётного происшествия. А началь­ ника этого, при встречах, полушутя стал называть «некондиционным клеем». Маленький штрих: после моего до­ клада по радио о тряске и решении на вынужденное приводнение, из Феодосий­ ского морского порта в срочном порядке вышел морской спасательный катер, но, страмплинив с волны на волну и, получив повреждение корпуса и трюмную течь, был вынужден остановиться и бороться за собственное спасение. Так что, в случае приводнения и даже благополучного поки­ дания вертолёта из под воды, нам никакой помощи было бы не дождаться. Не было тогда и спасательных вертолётов, способ­ ных помочь терпящим бедствие в штормо­ вом море. В другой раз, так же достаточно да­ леко от берега, в кабине появился едкий дым. Открыл дверь, убрал акустическую станцию, выключил все, какие было мож­ но, потребители тока, подлетел поближе к обеспечивающему мой полёт небольшому кораблику, посадка на который была абсо­ лютно невозможна, и стал ждать дальней­ шего развития ситуации. В худшем вари­ анте рассчитывал на срочное приводнение и скорую помощь с корабля. Как только обозначилось уменьше­ ние дыма, на большой скорости полетел к берегу. Дым рассеялся, но перед самым приземлением запыхало дымом с новой силой. Это был последний плановый по­ лёт в моей командировке. В этот же день нужно было оформить документы и от­ быть в Люберцы. Занимаясь этими вопро­ сами, зашёл в кабинет того же начальника. Там шла подготовка к завтрашнему полёту на этом же вертолёте уже другого лётчи­ ка. Выясняю, что горело, как устранили 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz