Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ А в районе бедствия сделали всё как передал им Борзов, но только лётчик не выполнил всех указаний, не нашёл в себе знаний и силы отрешиться от земной си­ стемы координат и остаться только в воз­ душной. И впрямь, несущуюся навстречу поверхность воды он видит, а движение воздуха нет. Решил зависать и взлетать по ходу корабля, т.е. по ветру, против набега­ ющих волн, создавая себе очень опасное обтекание вертолёта на режиме висения сильным потоком сзади. Всё обошлось благополучно только потому, что в фю­ зеляже несколько увесистых моряков из спасательной команды создавали спаси­ тельную для такой ситуации заднюю цен­ тровку. Только поэтому у лётчика хватило управления на себя в процессе зависания. Неграмотное, в этой части, решение лёт­ чика сильно озадачило меня. Вертолёт-то был уже достаточно испытан, и моя статья о результирующем потоке напечатана, а кое-кто видимо и сейчас продолжает ле­ тать в море без понимания элементарной физики. Вероятно, всё-таки многое пони­ мают, но на практике применяют свои зна­ ния, как оказалось, с трудом, не умело. В процессе же лётных испытаний слу­ чались сочетания обстоятельств, способ­ ных очень отрицательно повлиять на про­ цесс создания противолодочного комплек­ са, а возможно и на судьбу фирмы. Заранее оговорюсь, что всё и со всех сторон зави­ село от, так называемого, человеческого фактора, т.е. «кадры решали всё» по суще­ ству. Когда «отрицательного» собиралось слишком много, то летать становилось весьма опасно, а от неизбежной катастро­ фы иногда спасало и везение. Специфика условий морских полётов жёстко прове­ ряла способности каждого, но не каждый справлялся с этим экзаменом. Это в пол­ ной мере относилось и к наземному техни­ ческому составу. Феодосийский филиал Ухтомского вертолётного завода (нашего завода) был уже сформирован, имел своих лётчи- ков-испытателей, но довольно часто при­ ходилось быть командированными и эки­ пажам УВЗ, из г. Люберцы. Вертолёт оснащён уникальным (в единственном экземпляре) противолодоч­ ным комплексом. В море, далеко от берега резко началась сильнейшая тряска всего вертолёта (так в авиации называется ви­ брация, когда уже невозможно видеть по­ казания приборов), с постоянным метал­ лическим лязгом. Показалось, что разру­ шается крепление редуктора к фюзеляжу. Перешёл на энергичное снижение, распу­ стил баллонеты, коротко доложил по ра­ дио о выполнении вынужденной посадки. На снижении ртом поддул воздух в спаса­ тельный жилет. Крупного телосложения, штурман Рябов, видя мои действия и имея больше моего резерв свободного времени, стал свой жилет надувать основательно. Я подумал, что, оказавшись в воде, он не сможет выбраться из пилотской кабины с, донельзя раздутым, спасательным жиле­ том, но что-либо изменить времени уже не было. Шестибальное штормовое море встретило вертолёт довольно неласково. Первый же пенный, высокий и острый гребень волны, только слегка лизнув бал­ лонеты, заставил меня сильно отработать ручкой управления. Стало понятно, что благополучно приводниться и заблаговре­ менно выбраться из кабины не удастся, да и, выбравшись, невозможно было, пред­ ставить себе, дождаться какой-либо по­ мощи. Вертолёт управлению подчинялся. Решил на малой высоте лететь до берега. Если разрушения будут продолжаться, то последствия для нас выглядели не хуже, чем в случае приводнения. Боялся, что приборная доска может сорваться со сво­ его крепления и, рухнув на ручку управле- 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz