Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Жллюзии над палубой З начительный урон делу наносили различного рода иллюзии, кото­ рым были подвержены лётчики особенно в ночных полётах. Если позже давалось понять причины лётных происшествий, то жертвы уже не выглядели вовсе напрасны­ ми. Это, вероятно, как в настоящем бою. Первым при заходе на посадку на качающийся корабль ночью упал в воду Ка-25, управляемый опытным нашим лёт- чиком-испытателем Владимиром Михай­ ловичем Евдокимовым (он в своё время выпускал и допускал к самостоятельным корабельным полётам на Ка-15 Евгения Ивановича Ларюшина и меня). Штурман погиб, а случайно выживший и спасённый лётчик, оказавшись на палубе, сказал: «Не понимаю, как это произошло. Я вижу, что нахожусь над кораблём и вдруг удар о воду. Как вода оказалась над кораблём? Не по­ нимаю». Вскоре и я столкнулся с этим не­ понятным. Тёмная ночь. Освещена только маленькая посадочная площадка одиноч­ ного базирования. Глиссада снижения на посадку сзади-слева под углом 30-40°. Из­ далека вижу, что корабль, как и положено, по заданию, качается ±10°. Приближаюсь и вдруг корабль качку прекратил. Тут же по радио запрашиваю: «Почему прекра­ тилась качка?». Отвечают: «Качка в за­ данных пределах!». Замечаю энергичное, как будто не санкционированное мной уменьшение, и так уже малой, высоты, пе­ рехожу на пилотирование полностью по приборам. Понял, что чрезмерное увлече­ ние визуальным расчётом по уже близкой освещённой и хорошо видимой посадоч­ ной площадке автоматически приводит к выдерживанию глиссады снижения не в земной системе координат, а в корабель­ ной, и тогда, примерно в 500 метрах от корабля когда пологая глиссада касается водной поверхности, вертолёт может ока­ заться и сам под водой вместе с глиссадой. На больших удалениях у вертолёта просто нет физических возможностей удержи­ ваться на корабельной глиссаде из-за её больших линейных скоростей на больших радиусах. Без сомнения, моё понимание обеспечилось и падением Евдокимова, более того, если бы передо мной не было этого лётного происшествия, то, вполне вероятно, я бы и открыл им счёт. Напи­ сал об этом очередную статью. Но случаи падений вертолётов ночью примерно на одном и том же расстоянии от кораблей продолжались. Военные даже придумали причину - отказ автопилота. Фирма возра­ жала. Я считал, что никакая форма отказа 20 процентного автопилота, включая об­ рывы обратных связей, не может привести вертолёт Ка-25 к аварийным последстви­ ям. Но военные настояли на специальных испытаниях. Мне предстояло выполнять взлеты, полёты по кругу и посадки, а присутству­ ющий на борту вертолёта старший ин­ спектор ВВС ВМФ Владимир Смирнов при помощи специального пульта, без предупреждения вводил всевозможные отказы автопилота по любому из каналов, в любых вариантах, даже в момент при­ земления. Убедившись в полной безопас­ ности самых свирепых имитаций отказов автопилота, военные стали более объек­ тивно подходить к определению причин своих лётных происшествий. И вообще, 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz