Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

(Воздушные вихри над палубой ‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев ___ М ного лет спустя, я узнал, что у американцев при их корабель­ ных полётах, на палубе, в поле зрения при­ земляющегося лётчика всегда присутству­ ет встречающий человек, который, вынуж­ дено сохраняя своё положение вертикаль­ ным относительно горизонта, дает лётчи­ ку хорошее представление о величине и динамике качки корабля, в том числе и ночью. Мы в своё время до этого не доду­ мались. Конечно же, как во всяком новом деле, не всегда хватало предварительной готовности к встрече с различными осо­ бенностями этого нового. Сильно услож­ нялась техника пилотирования из-за мощ­ ных завихрений результирующего потока от палубных надстроек кораблей, особен­ но одиночного базирования. Несмотря на присущую соосным вертолётам большую эффективность продольно-поперечного управления, возникали моменты, когда не­ возможно было полностью своевременно парировать неожиданные броски по крену или тангажу. В таких случаях и со стороны было видно нервозное поведение лётчика и его вертолёта. Но бывало, когда управле­ ния просто не хватало. Тогда спасало толь­ ко правильное предвидение развития со­ бытий и как будто нелогичные на первый взгляд действия. Так, на авианосце «Киев», ночью, пролетая над сквозной взлётно-по- садочной полосой при сильном ветре 180 ___________________ справа, оказался в затяжном, очень орга­ низованном мощном вихре. Вертолёт ста­ ло упорно кренить влево, несмотря на всё время увеличивающийся расход ручки управления вправо более чем на половину хода. Подумалось, если выскочу из вихря резко, а хуже, если попаду в зону вихря с противоположным направлением воздуш­ ного потока, то я уже не смогу, не успею своевременно вернуть ручку в новое ба­ лансировочное положение и предотвра­ тить неизбежный переворот. Это застави­ ло возвращать ручку заблаговременно, несмотря на развивающийся ещё левый крен. Выход из вихря действительно ока­ зался резким, а перебалансировка вертолё­ та весьма угрожающей. Спасло только то, что успел заблаговременно проиграть в своей голове возможность весьма нежела­ тельного обострения ситуации и заранее к этому подготовиться. После этого случая направления результирующих потоков над сквозными взлётно-посадочными полоса­ ми наших авианосцев были строго ограни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz