Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
(Воздушные вихри над палубой ‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев ___ М ного лет спустя, я узнал, что у американцев при их корабель ных полётах, на палубе, в поле зрения при земляющегося лётчика всегда присутству ет встречающий человек, который, вынуж дено сохраняя своё положение вертикаль ным относительно горизонта, дает лётчи ку хорошее представление о величине и динамике качки корабля, в том числе и ночью. Мы в своё время до этого не доду мались. Конечно же, как во всяком новом деле, не всегда хватало предварительной готовности к встрече с различными осо бенностями этого нового. Сильно услож нялась техника пилотирования из-за мощ ных завихрений результирующего потока от палубных надстроек кораблей, особен но одиночного базирования. Несмотря на присущую соосным вертолётам большую эффективность продольно-поперечного управления, возникали моменты, когда не возможно было полностью своевременно парировать неожиданные броски по крену или тангажу. В таких случаях и со стороны было видно нервозное поведение лётчика и его вертолёта. Но бывало, когда управле ния просто не хватало. Тогда спасало толь ко правильное предвидение развития со бытий и как будто нелогичные на первый взгляд действия. Так, на авианосце «Киев», ночью, пролетая над сквозной взлётно-по- садочной полосой при сильном ветре 180 ___________________ справа, оказался в затяжном, очень орга низованном мощном вихре. Вертолёт ста ло упорно кренить влево, несмотря на всё время увеличивающийся расход ручки управления вправо более чем на половину хода. Подумалось, если выскочу из вихря резко, а хуже, если попаду в зону вихря с противоположным направлением воздуш ного потока, то я уже не смогу, не успею своевременно вернуть ручку в новое ба лансировочное положение и предотвра тить неизбежный переворот. Это застави ло возвращать ручку заблаговременно, несмотря на развивающийся ещё левый крен. Выход из вихря действительно ока зался резким, а перебалансировка вертолё та весьма угрожающей. Спасло только то, что успел заблаговременно проиграть в своей голове возможность весьма нежела тельного обострения ситуации и заранее к этому подготовиться. После этого случая направления результирующих потоков над сквозными взлётно-посадочными полоса ми наших авианосцев были строго ограни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz