Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ катастрофа на вертолёте %а-25 Мдивани Теоргия Николаевича Мдивани Георгий Николаевич У военных произошло Ч.П. (чрез­ вычайное происшествие) - при аварийном приводнении с режима висе­ ния (после отказа автоматики одного из двигателей, фактически имитировавшей полный отказ двигателя) погиб известный и очень авторитетный военный лётчик, Мдивани Георгий Николаевич. Собствен­ но он не разбился, а утонул вместе с вер­ толётом. Стоит рассказать о некоторых специфических обстоятельствах этого лётного происшествия подробнее. Перед приводнением баллонеты распуститься не успели, т.к. аварийный процесс до самого приводнения был очень скоротечным. А заглубление вертолёта до положения ког­ да, вращающиеся против часовой стрелки (вид сверху), лопасти нижнего несущего винта достигли водной поверхности, при­ вело к возникновению мощного рывка фюзеляжа по курсу вправо. Это произо­ шло закономерно из-за того, что нижний, вращающийся винт, попав в условия в 800 раз отличающиеся по плотности от воздушных, должен был сразу остано­ виться, а верхний винт, вращаясь ещё в воздушной среде, в это мгновение стал мощнейшим инерционным двигателем для нижнего. Подводный рывок фюзеляжа не что иное, как реакция на работу этого своеобразного «двигателя». Этот рывок, под водой, выбросил из кабины с левого пилотского сидения, обучаемого молодого лётчика вместе с привязными ремнями и он, всплыв на поверхность воды, остался жив. Инструктор же с правого сидения, был заброшен внутрь кабины инерцией и хлынувшей в фюзеляж морской водой, возможно при этом был травмирован, са­ мостоятельно выбраться из этой ситуации не смог, остался в фюзеляже и погиб. По­ сле этого происшествия фирма доработка­ ми сделала баллонеты раскрывающимися и наполняющимися воздухом почти мгно­ венно. После этого происшествия, в нашей временной инструкции для испытатель­ ных полётов было предусмотрено на слу­ чай аварийного приводнения без баллонет заваливание вертолёта на бок ещё до его погружения в воду, для быстрейшей по­ ломки обоих винтов одновременно. Началась учеба всех морских лётчи­ ков посадкам с одним выключенным дви­ гателем на сушу без пробега. После осво­ ения ими этой несложной методики, мне было предложено выполнить показные посадки с выключенными всеми двигате­ лями, т.е. на режиме авторотации. К этому моменту я уже много раз производил такие 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz