Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Морская корабельная вертолётная авиация Г енерал-полковник Владимир Иванович Воронов, в 1996 г. на­ писал книгу «Записки морского лётчи­ ка». Книга повествует о развитии морской авиации Советской послевоенной России. Много страниц посвящено роли соос­ ных вертолётов Николая Ильича Камова в деле значительного повышения боевой способности нашего Морского Флота. Воронов лично руководил авиационны­ ми группами в различных, дальних похо­ дах авианесущих кораблей, сам летал на камовских вертолётах и, со знанием дела описал перипетии на пути первоначально­ го освоения военными лётчиками первых появившихся мощных противолодочных авиационных средств, я бы сказал, ближ­ него тихого (незаметного для противника) или, по необходимости, активного опера­ тивного контакта. В конце концов, воля командования и специально подобранных командиров экипажей, их упорство в до­ стижении поставленных задач и целей, за- параллеленые с такими же человеческими свойствами главного конструктора Камо­ ва, привели к высоким результатам. Были случаи, когда вертолёты, сменяя друг друга, много часов удерживали контакт с американской подводной лодкой, тщетно старающейся освободиться от такой неже­ лательной опеки. Таким образом, авиане­ сущие корабли с камовскими вертолётами получили возможность, бороздя Мировой океан, пересчитывать подводные цели, вскрывать их дислокацию и тактику. Такое положение не могло устраивать тогдаш­ него потенциального противника - амери­ канцев и они заволновались. Все действия наших кораблей и вертолётов были взяты под пристальное назойливое наблюдение. Их корабли и авиация своими действиями неоднократно и преднамеренно создавали опасные для наших вертолётов ситуации. Стало очевидно, что значение американ­ ского подводного флота стало сильно обесцениваться именно нашими вертолёт­ ными комплексами. Этот успех достигался не просто. Фирма первой и впервые в стране не без постоянного давления со стороны прави­ тельства стала создавать не просто верто­ лёт, а вертолёт органически начинённый специальной аппаратурой, подчинённой и слаженно работающей, как внутренние органы живого организма, на выполнение одной главной цели - обнаружения и пора­ жения подводных лодок противника как в автономном режиме, так и в составе групп вертолётов, кораблей. Оживление этого организма велось с энтузиазмом большо­ го количества людей в нескольких городах страны. К работе были привлечены различ­ ные институты, но все частные наработки стекались на фирму Камова и здесь компо­ новались под единую логику применения. Для ускорения работ, на берегу Чёрного моря, недалеко от г. Феодосия, был орга­ низован филиал Ухтомского вертолётного, опытного завода под названием ФФУВЗ (Феодосийский филиал Ухтомского верто­ лётного завода). Девятого июня 1964 года я перегнал туда первый вертолёт Ка-25, бортовой № 05. Приземляться пришлось на совершенно пустынном берегу. Мой экипаж состоял из штурмана Файзи Н.Х. и бортмеханика Филатова Е.И. Выйдя из вертолёта, невдалеке сразу же обнаружил 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz