Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Ѣеэдетнов, (Валерий Алексеев_ больше не лётчик, я несколько дней по­ степенно, но заметно, как прохудившийся мешок с сыпучим содержанием, утрачи­ вал какую-то внутреннюю напряжён­ ность и собранность, которые видимо постоянно, годами носил в себе, пока был лётчиком-испытателем». Аналитический склад ума, творческая неуспокоенность позволяют Николаю Павловичу видеть перспективные направления развития и разрабатывать своевременные ценные технические предложения, связанные с решением тех или иных проблемных для вертолётостроения вопросов. Вот толь­ ко один пример. В отечественного авиагщи до конг\а 60-х годов использовались авиа­ горизонты с так называемого «обратной» индикагщей, то есть по виду «с земли на самолёт» (земля неподвижна, а самолёт вращается), а в странах Запада с прямой, «с самолёта на землю» (самолёт непод­ вижен, а вращается земля). Чтобы про­ двигать нашу технику за рубеж (граж- данский самолёт Як-40, в частности), понадобилась установка авиагоризонтов западного образца. Это послужило толч­ ком для создания в нашего стране пгіло- тажно-командных приборов с прямой индикагщей типа ПКП- 72, которые нача­ ли ставить на всё новые отечественные летательные аппараты гражданского и военного назначения. Одним из первых летательных ап­ паратов, на который установили этот прибор, был противолодочный вертолёт Ка-27. Однако лётчики-испытатели ОКБ Камова и морские лётчики-испытате- ли заказчика дали этому прибору резко отрицательную ощнку Но прибор всё же попал в эксплуатагщю. Выход из сло­ жившейся ситуагщи опять нашёл Н.П. Бездетнов: для повышения безопасности полёта он рекомендовал лётчикам при прямой индикагщи авиагоризонта, когда силуэт самолёта неподвгіжен, научиться приводить этот силуэт в движение силой своего воображения, намеренно. В десятом номере журнала «Авщция и космонавтика» за 1976 год была опу­ бликована статья Н.П. Бездетнова «Тип индикагщи. Какой лучше?». В развернув­ шейся дискуссии приняли участие многие известные лётчики страны. Стало по­ нятно, что большинство (среди них та­ кие авторитетные спегщалисты лётного дела, как С. Анохин, М. ГаллагО, Г. Берего­ вой, Г. Седов, А. Федотов, В. Ильюшин) предпочитают вид индикагщи «с земли на самолёт». Жизнь показала, что при про­ тивоположном тгте индикагщи («с само­ лёта на землю») резко увеличилось чис­ ло катастроф вследствие затруднения (потери) ориентации в пространстве. Вскоре военный заказчик запретил уста­ навливать приборы с видом индикагщи «с самолёта на землю» на новые летатель­ ные аппараты. На Ка-27 тоже произошло несколько катастроф из-за потери пгілотом ориен- тагщи в пространстве. Аварийные комис­ сии предписали заменить тип индикагщи на привычныгО - «с земли на самолёт». В пользу этого вида индикагщи говорят и всесторонние исследования Государ­ ственного научно-исследовательского ис­ пытательного института авиагщонной и космической медигщны Мгшгістерства обороны, а также исследования западных ученых. Однако до сих пор такой заме­ ны не произошло. Формальным поводом не делать замену послужило заключение ЛИИ, в котором сказано, что менять тип индикагщи не надо, а надо лишь поменять лицевую часть прибора. Несмотря на заключения спегщали- стов ЛИИ, Бездетнов, понимая серьёз­ ность вопроса, стоит на своём: нужен вид индикагщи «с земли на самолёт». В 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz