Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Ѣеэдетнов, (Валерий Алексеев_ больше не лётчик, я несколько дней по степенно, но заметно, как прохудившийся мешок с сыпучим содержанием, утрачи вал какую-то внутреннюю напряжён ность и собранность, которые видимо постоянно, годами носил в себе, пока был лётчиком-испытателем». Аналитический склад ума, творческая неуспокоенность позволяют Николаю Павловичу видеть перспективные направления развития и разрабатывать своевременные ценные технические предложения, связанные с решением тех или иных проблемных для вертолётостроения вопросов. Вот толь ко один пример. В отечественного авиагщи до конг\а 60-х годов использовались авиа горизонты с так называемого «обратной» индикагщей, то есть по виду «с земли на самолёт» (земля неподвижна, а самолёт вращается), а в странах Запада с прямой, «с самолёта на землю» (самолёт непод вижен, а вращается земля). Чтобы про двигать нашу технику за рубеж (граж- данский самолёт Як-40, в частности), понадобилась установка авиагоризонтов западного образца. Это послужило толч ком для создания в нашего стране пгіло- тажно-командных приборов с прямой индикагщей типа ПКП- 72, которые нача ли ставить на всё новые отечественные летательные аппараты гражданского и военного назначения. Одним из первых летательных ап паратов, на который установили этот прибор, был противолодочный вертолёт Ка-27. Однако лётчики-испытатели ОКБ Камова и морские лётчики-испытате- ли заказчика дали этому прибору резко отрицательную ощнку Но прибор всё же попал в эксплуатагщю. Выход из сло жившейся ситуагщи опять нашёл Н.П. Бездетнов: для повышения безопасности полёта он рекомендовал лётчикам при прямой индикагщи авиагоризонта, когда силуэт самолёта неподвгіжен, научиться приводить этот силуэт в движение силой своего воображения, намеренно. В десятом номере журнала «Авщция и космонавтика» за 1976 год была опу бликована статья Н.П. Бездетнова «Тип индикагщи. Какой лучше?». В развернув шейся дискуссии приняли участие многие известные лётчики страны. Стало по нятно, что большинство (среди них та кие авторитетные спегщалисты лётного дела, как С. Анохин, М. ГаллагО, Г. Берего вой, Г. Седов, А. Федотов, В. Ильюшин) предпочитают вид индикагщи «с земли на самолёт». Жизнь показала, что при про тивоположном тгте индикагщи («с само лёта на землю») резко увеличилось чис ло катастроф вследствие затруднения (потери) ориентации в пространстве. Вскоре военный заказчик запретил уста навливать приборы с видом индикагщи «с самолёта на землю» на новые летатель ные аппараты. На Ка-27 тоже произошло несколько катастроф из-за потери пгілотом ориен- тагщи в пространстве. Аварийные комис сии предписали заменить тип индикагщи на привычныгО - «с земли на самолёт». В пользу этого вида индикагщи говорят и всесторонние исследования Государ ственного научно-исследовательского ис пытательного института авиагщонной и космической медигщны Мгшгістерства обороны, а также исследования западных ученых. Однако до сих пор такой заме ны не произошло. Формальным поводом не делать замену послужило заключение ЛИИ, в котором сказано, что менять тип индикагщи не надо, а надо лишь поменять лицевую часть прибора. Несмотря на заключения спегщали- стов ЛИИ, Бездетнов, понимая серьёз ность вопроса, стоит на своём: нужен вид индикагщи «с земли на самолёт». В 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz