Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ночного базирования; способны выпол нять посадки на ходу корабля при одном выключенном или отказавшем двигателе; способны производить посадки на режиме авторотации (с выключенными или отка завшими всеми двигателями) без пробега и тем самым обеспечивать гарантирован ную в этих случаях безопасность экипажу и пассажирам практически при любых ус ловиях подстилающей поверхности. Всё это неизменно заставляют лётчиков, лета ющих на этой технике, любить её. И это не слепая привязанность лёт- чика-испытателя-фирмача, а закономер ная дань вертолётам которые, не требуя в полёте обычного довольно значительного уровня комплексных физических и физи ологических усилий только для осущест вления пилотирования, обеспечивают, тем самым, хорошие резервы внимания и ум ственного напряжения для более верных тактических решений основных полётных задач (для чего, собственно, вертолёт и поднимается в воздух). Я как лётчик-ис пытатель камовской фирмы, много летав ший и на вертолётах одновинтовых схем, всё это прочувствовал сам и отвечаю за объективность мною написанного. У изобилующих лучшими сравни тельными качествами соосных вертолётов существует и «негативная» сторона. Про стота в управлении, выносливость к не стандартным, запредельным, внешним ус ловиям, конструктивная надежность, обе спеченные в своё время как летными, так и интенсивными ресурсными испытания ми узлов и агрегатов на натурных стендах, толкают эксплуатантов, а они своих лётчи ков на полёты с, всё большим и большим, усложнением задач. В этих условиях не избежно наступает момент, когда индиви дуальная общая, а иногда и специальная, подготовки конкретного лётчика становят ся недостаточными, что незамедлительно 152 ____________________ начинает отражаться на результатах, на снижении безопасности его полётов. Так иногда случается при полётах (вынужденных или запланированных) по приборам с авиагоризонтом ПКП-77 при полном отсутствии видимости закабинно- го пространства. Так при выполнении пилотажной фи гуры «косая петля» почти в вертикальной плоскости лётчиком, никогда специально не обучавшимся высшему пилотажу, а ос ваивавшему этот сложнейший вид пило тирования на вертолётах самостоятельно и бесконтрольно, была допущена вполне прогнозируемая в этом случае ошибка. Когда нос вертолёта был направлен почти вертикально вверх при чистом небе и не видимой земли, утеряв визуальный кон троль за угловой скоростью изменения тангажа и неверно представляя себе ре альное положение и движение вертолёта в пространстве, лётчик, стремясь быстрее увидеть землю, энергично взял ручку управления на себя. Вертолёт с большой угловой скоростью опрокинулся через спину на 270 градусов (за 2 секунды), т.е. совершил энергичный кувырок. При этом произошло легкое взаимное касание за- концовок лопастей верхнего и нижнего винтов. Полёт закончился благополучно. Подобная (очень высокая) угловая ско рость изменения плоскости вращения НВ без аварийных последствий недоступна одновинтовым вертолётам с традици онной шарнирной подвеской лопастей. Выручил лётчика результат многолетних усилий фирмы, направленных на кон структивное предотвращение соударения лопастей при выполнении довольно энер гичных эволюций вертолёта в воздухе, а подвела недостаточность теоретических знаний, практических навыков фигурного пилотажа и, как следствие, необоснован ная самоуверенность из-за слабой само критичности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz