Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ночного базирования; способны выпол­ нять посадки на ходу корабля при одном выключенном или отказавшем двигателе; способны производить посадки на режиме авторотации (с выключенными или отка­ завшими всеми двигателями) без пробега и тем самым обеспечивать гарантирован­ ную в этих случаях безопасность экипажу и пассажирам практически при любых ус­ ловиях подстилающей поверхности. Всё это неизменно заставляют лётчиков, лета­ ющих на этой технике, любить её. И это не слепая привязанность лёт- чика-испытателя-фирмача, а закономер­ ная дань вертолётам которые, не требуя в полёте обычного довольно значительного уровня комплексных физических и физи­ ологических усилий только для осущест­ вления пилотирования, обеспечивают, тем самым, хорошие резервы внимания и ум­ ственного напряжения для более верных тактических решений основных полётных задач (для чего, собственно, вертолёт и поднимается в воздух). Я как лётчик-ис­ пытатель камовской фирмы, много летав­ ший и на вертолётах одновинтовых схем, всё это прочувствовал сам и отвечаю за объективность мною написанного. У изобилующих лучшими сравни­ тельными качествами соосных вертолётов существует и «негативная» сторона. Про­ стота в управлении, выносливость к не­ стандартным, запредельным, внешним ус­ ловиям, конструктивная надежность, обе­ спеченные в своё время как летными, так и интенсивными ресурсными испытания­ ми узлов и агрегатов на натурных стендах, толкают эксплуатантов, а они своих лётчи­ ков на полёты с, всё большим и большим, усложнением задач. В этих условиях не­ избежно наступает момент, когда индиви­ дуальная общая, а иногда и специальная, подготовки конкретного лётчика становят­ ся недостаточными, что незамедлительно 152 ____________________ начинает отражаться на результатах, на снижении безопасности его полётов. Так иногда случается при полётах (вынужденных или запланированных) по приборам с авиагоризонтом ПКП-77 при полном отсутствии видимости закабинно- го пространства. Так при выполнении пилотажной фи­ гуры «косая петля» почти в вертикальной плоскости лётчиком, никогда специально не обучавшимся высшему пилотажу, а ос­ ваивавшему этот сложнейший вид пило­ тирования на вертолётах самостоятельно и бесконтрольно, была допущена вполне прогнозируемая в этом случае ошибка. Когда нос вертолёта был направлен почти вертикально вверх при чистом небе и не­ видимой земли, утеряв визуальный кон­ троль за угловой скоростью изменения тангажа и неверно представляя себе ре­ альное положение и движение вертолёта в пространстве, лётчик, стремясь быстрее увидеть землю, энергично взял ручку управления на себя. Вертолёт с большой угловой скоростью опрокинулся через спину на 270 градусов (за 2 секунды), т.е. совершил энергичный кувырок. При этом произошло легкое взаимное касание за- концовок лопастей верхнего и нижнего винтов. Полёт закончился благополучно. Подобная (очень высокая) угловая ско­ рость изменения плоскости вращения НВ без аварийных последствий недоступна одновинтовым вертолётам с традици­ онной шарнирной подвеской лопастей. Выручил лётчика результат многолетних усилий фирмы, направленных на кон­ структивное предотвращение соударения лопастей при выполнении довольно энер­ гичных эволюций вертолёта в воздухе, а подвела недостаточность теоретических знаний, практических навыков фигурного пилотажа и, как следствие, необоснован­ ная самоуверенность из-за слабой само­ критичности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz