Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев, с ответственностью сторон не только мо ральной, смогли бы существенно снизить аварийность. Собственно, неотвратимая ответственность в этом деле нужна толь ко для того, чтобы автоматически, ещё до нанесения ущерба, неграмотные специа листы, взвесив все за и против, самостоя тельно не занимали не своё рабочее место. «Не боги горшки обжигают» и «Не оши бается только тот, кто ничего не делает» - это их оправдательные лозунги. Когда их достаточно много, то конечные результаты деятельности приобретают специфиче ские черты тупиковости. Это, когда неяс но, что сделали и, ещё более неясно, что делать дальше. Это они «хорошо» порабо тали на развал и продолжают работать с ещё большим рвением. Становится очень прозрачной и понятной причина личного, безудержного обогащения любыми сред ствами. Специально, только для этого ума много не надо, но этот путь гарантирован но гибельный в общественном понимании. И так, наша вторая ночная полярная экспедиция закончилась благополучно. Пришло время обобщений и выводов. Ка- мовские соосные вертолёты, оснащённые бортовыми радиолокаторами, ко всему прочему, оказались отличными, всепогод ными ледовыми разведчиками с полно стью автономной системой захода и рас чёта на посадку. Маленькие Ми-2, меняя экипажи, целыми полярными, светлыми сутками летают или висят над разводьями в видимости ледокола, являясь ещё и ори ентирами для капитанов. Вначале капита ны и нас пытались использовать по при вычной для себя схеме, как и Ми-2. При шлось сопротивляться, доказывать высо кую производительность полётов в ином применении наших вертолётов. Приучили ледокол ходить по, задаваемым нами, ко ординатным точкам Ледовитого океана и таким образом мы развязали себе руки для дальних разведывательных полётов. А это позволило более 2/3 суток, экономя горючее, находиться на корабле. Другими словами, за сутки отличного ледового ноч ного, обеспечения, вертолёт расходовал горючего меньше чем Ми-2, летающий круглосуточно. В Арктике многого стоит и способность дальнего перелёта на лю бые доступные наземные аэродромы, в любое время и в том числе, на закрытые по погоде. Если бортовой радиолокатор «видит» какой-нибудь ориентир (можно искусственный), а лётчик заранее знает, или может точно определить с помощью бортового локатора, характеристику окру жающей радиоотражающий ориентир по верхности, то и плотный туман с полным отсутствием видимости не становится не преодолимым для безопасного призем ления и на наземный аэродром. Взлёт же возможен даже в полностью закрытой ка бине, полностью по приборам, что я сам, тренируясь, делал неоднократно. В общем, наши полёты доказали чрезвычайную приспособленность камовских вертолётов к корабельным, морским экстремальным условиям. Но не обойтись и без разговора о дру гом. Как это всегда бывает при глубоком изучении любого нового вопроса - «чем дальше в лес, тем больше дров». И это нормально. Лишь бы у людей, причастных к обеспечению прогресса в освоении Ар ктики, хватило понимания и упорства, да и ума системно разгребать, неизбежные на пути завалы. Нужно сказать, что на значи тельный, прорывной успех нашей экспе диции в значительной степени повлияло отсутствие с нами руководящих чинов ников. Они, наверняка, боясь ответствен ности, не дали бы сделать и 30 % от нами сделанного. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz