Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности ка в системе охлаждения трёх агрегатов. Одна его поломка приводит к несколько растянутому по времени, но неизбежному выходу из строя всей силовой установ­ ки и редуктора несущего винта. Конеч­ но, нам сильно повезло не столкнуться с этим отказом во время дальних ледовых полётов, конечно, конструктор гениально и предусмотрительно окружил лопатки, в плоскости их вращения, силовым поясом, который не дал им разлететься и повре­ дить вертолёт, как пулемётной очередью. Кроме того, этот же пояс, в случае полом­ ки только одной лопатки, создаёт условие поломок по очереди всех остальных (за один оборот), при этом быстро ликвиди­ руется возможность возникновения силь­ ного дисбаланса вентилятора с последую­ щим разрушением конструкции вертолёта. Видите, как в вертолётной технике всё не просто и всё взаимосвязано. И даже самые гениальные конструкторские решения, при каких-то, вполне определённых, со­ четаниях неблагоприятных обстоятельств, проистекающих, как раз, из особенностей конкретной конструкции, не могут гаран­ тировать полную безопасность полёта. Когда много техники, много лётчиков и много полётов, такие сочетания в боль­ шой стране случаются, где-нибудь, в обя­ зательном порядке. А дальнейшее полно­ стью зависит только от лётчика - коман­ дира летательного аппарата, от того, как его подготовили, а более того, как он сам себя подготовил к своей профессии. Если он умеет из многочисленных постоянно изменяющихся условий его окружающих выбирать по вероятностным признакам, по приоритетной значимости и по физиче­ ским связям между собой самые главные способные ухудшиться и усложнить по­ лёт, если эти условия он может увязывать в правильные уравнения (как в средней школе), влиять на их негативные элемен­ ты с целью своевременной нейтрализации и, таким образом, максимально упрощать выполнение своих полётных задач, то это то, что лётчику нужно для долгой и пло­ дотворной работы. «Тяжела ты, шапка Мономаха» на голове конструктора огромной мораль­ ной ответственностью (по крайней мере, так должно было бы быть). Те, у кого эта гражданская планка достаточно высока, не стесняются своевременно совершенство­ вать своё детище, даже путём значитель­ ных его переделок, если это требуется. Другие, неоправданно затягивают исправ­ ление своих ошибок. Третьи, могут, но не исправляют конструктивные ошибки даже тогда, когда они приводят к катастрофам. Идеологическое лоббирование не совсем зрелых технических идей является самой верной причиной современных авиацион­ ных катастроф, причиной, которую очень легко маскировать от общественного мне­ ния. С этой стороны, лётчики вправе ожи­ дать более ресурсо-надёжную технику, не­ жели оригинальную. Приспособить и при­ способиться человек умеет изначально, не умеют, подавляющее большинство из них, сдерживать неожиданные, предательские удары отказов техники из-за угла. Этому, тоже, можно и нужно учиться, А вот, с хи­ трыми сочетаниями, различных отказов, которые заблаговременно непросто под­ даются осмыслению не лётными специа­ листами и, потому, плохо учитываются в особенностях конструкций вертолётов, по логике вещей, обязана системно «воевать» лётная служба и лётчики-испытатели. Хороший, бескомпромиссный инженер- но-лётный анализ конструкции конкретно­ го вертолёта позволяет достаточно точно определять условия безопасной или опас­ ной его эксплуатации. Только совместные, очень плотные и организованные усилия, 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz