Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности ка в системе охлаждения трёх агрегатов. Одна его поломка приводит к несколько растянутому по времени, но неизбежному выходу из строя всей силовой установ ки и редуктора несущего винта. Конеч но, нам сильно повезло не столкнуться с этим отказом во время дальних ледовых полётов, конечно, конструктор гениально и предусмотрительно окружил лопатки, в плоскости их вращения, силовым поясом, который не дал им разлететься и повре дить вертолёт, как пулемётной очередью. Кроме того, этот же пояс, в случае полом ки только одной лопатки, создаёт условие поломок по очереди всех остальных (за один оборот), при этом быстро ликвиди руется возможность возникновения силь ного дисбаланса вентилятора с последую щим разрушением конструкции вертолёта. Видите, как в вертолётной технике всё не просто и всё взаимосвязано. И даже самые гениальные конструкторские решения, при каких-то, вполне определённых, со четаниях неблагоприятных обстоятельств, проистекающих, как раз, из особенностей конкретной конструкции, не могут гаран тировать полную безопасность полёта. Когда много техники, много лётчиков и много полётов, такие сочетания в боль шой стране случаются, где-нибудь, в обя зательном порядке. А дальнейшее полно стью зависит только от лётчика - коман дира летательного аппарата, от того, как его подготовили, а более того, как он сам себя подготовил к своей профессии. Если он умеет из многочисленных постоянно изменяющихся условий его окружающих выбирать по вероятностным признакам, по приоритетной значимости и по физиче ским связям между собой самые главные способные ухудшиться и усложнить по лёт, если эти условия он может увязывать в правильные уравнения (как в средней школе), влиять на их негативные элемен ты с целью своевременной нейтрализации и, таким образом, максимально упрощать выполнение своих полётных задач, то это то, что лётчику нужно для долгой и пло дотворной работы. «Тяжела ты, шапка Мономаха» на голове конструктора огромной мораль ной ответственностью (по крайней мере, так должно было бы быть). Те, у кого эта гражданская планка достаточно высока, не стесняются своевременно совершенство вать своё детище, даже путём значитель ных его переделок, если это требуется. Другие, неоправданно затягивают исправ ление своих ошибок. Третьи, могут, но не исправляют конструктивные ошибки даже тогда, когда они приводят к катастрофам. Идеологическое лоббирование не совсем зрелых технических идей является самой верной причиной современных авиацион ных катастроф, причиной, которую очень легко маскировать от общественного мне ния. С этой стороны, лётчики вправе ожи дать более ресурсо-надёжную технику, не жели оригинальную. Приспособить и при способиться человек умеет изначально, не умеют, подавляющее большинство из них, сдерживать неожиданные, предательские удары отказов техники из-за угла. Этому, тоже, можно и нужно учиться, А вот, с хи трыми сочетаниями, различных отказов, которые заблаговременно непросто под даются осмыслению не лётными специа листами и, потому, плохо учитываются в особенностях конструкций вертолётов, по логике вещей, обязана системно «воевать» лётная служба и лётчики-испытатели. Хороший, бескомпромиссный инженер- но-лётный анализ конструкции конкретно го вертолёта позволяет достаточно точно определять условия безопасной или опас ной его эксплуатации. Только совместные, очень плотные и организованные усилия, 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz