Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Ѣездетнов, (Валерий Ялецеев_ способствовало созданию вертолёта Ка- 50 «Чёрная акула». Им разработана серия пилотажных фигур, которые неодно кратно и успешно демонстрировались у нас и за рубежом. Лётчику-испытателю Н.П. Бездет нову (учитывая его квалификацию и твор ческий подход к делу) всегда поручали са мые сложные и ответственные задания. Во время полярной ночи зимой 1978-1979 года он впервые в мировой практике на вертолёте Ка-25 проводил ледовую раз ведку, «указывал» путь караванам судов в высоких широтах Арктики с базирова нием на атомоходе «Сибирь». Следующей зимой лётчик выполнял эту же работу на вертолёте Ка-32 (выполнено 200 полётов, общий налёт составил 194 часа). Полёты выполнялись часто в экстремальных усло виях: при предельно низкой температуре воздуха, в пургу, при полном отсутствии видимости. Был случай посадки вертолё та на ледокол в пургу при ветре 35 м/с. Впервые в условиях арктической по лярной ночи с борта ледокола «Сибирь» выполнялись полёты дальностью свы ше 200 км для оказания помощи тяжело больным членам экипажа с посадкой на аэродром, закрытый по мете оусловиям. Разведка ледовой обстановки вертолётами по зволила ледоколам сократить время прохождения по маршру ту примерно в 2 раза. В качестве ведущего лёт- чика-испытателя Бездетное выполнил первый подъём и ис пытания головных серийных вертолётов Ка-26 и Ка-27, пер вый подъём и испытания вер толёта Ка-32 и опытного вер толёта Ка-50. Его опыт, мужество и самообладание, умение пред видеть развитие ситуации не раз позволяли выйти с честью из практически безвыходных ситуаций и спасти дорогосто ящую технику. Так, во время пе релёта на Ка-32 из Мурманска в Люберцы на участке маршрута Петрозаводск - Во логда на высоте 2400м в облаках вусловиях обледенения произошло разрушение диска вентилятора охлаждения маслосистем редуктора и двигателей. Продолжать полёт было невозможно из-за быстрого роста температуры масла в системах, посадить вертолёт вне аэродрома не по зволяла плохая видимость. В этой ситуа ции ничего другого, как покинуть верто лёт на парашютах, не оставалось. Одна ко Бездетное принял другое решение: по бортовому локатору было найдено лесное озеро, произведены экстренное снижение по крутой спирали с выходом над озерной поверхностью и благополучная посадка на берег. Впервые в истории эксплуатации 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz