Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Ѣездетнов, (Валерий Ялецеев_ способствовало созданию вертолёта Ка- 50 «Чёрная акула». Им разработана серия пилотажных фигур, которые неодно­ кратно и успешно демонстрировались у нас и за рубежом. Лётчику-испытателю Н.П. Бездет­ нову (учитывая его квалификацию и твор­ ческий подход к делу) всегда поручали са­ мые сложные и ответственные задания. Во время полярной ночи зимой 1978-1979 года он впервые в мировой практике на вертолёте Ка-25 проводил ледовую раз­ ведку, «указывал» путь караванам судов в высоких широтах Арктики с базирова­ нием на атомоходе «Сибирь». Следующей зимой лётчик выполнял эту же работу на вертолёте Ка-32 (выполнено 200 полётов, общий налёт составил 194 часа). Полёты выполнялись часто в экстремальных усло­ виях: при предельно низкой температуре воздуха, в пургу, при полном отсутствии видимости. Был случай посадки вертолё­ та на ледокол в пургу при ветре 35 м/с. Впервые в условиях арктической по­ лярной ночи с борта ледокола «Сибирь» выполнялись полёты дальностью свы­ ше 200 км для оказания помощи тяжело больным членам экипажа с посадкой на аэродром, закрытый по мете­ оусловиям. Разведка ледовой обстановки вертолётами по­ зволила ледоколам сократить время прохождения по маршру­ ту примерно в 2 раза. В качестве ведущего лёт- чика-испытателя Бездетное выполнил первый подъём и ис­ пытания головных серийных вертолётов Ка-26 и Ка-27, пер­ вый подъём и испытания вер­ толёта Ка-32 и опытного вер­ толёта Ка-50. Его опыт, мужество и самообладание, умение пред­ видеть развитие ситуации не раз позволяли выйти с честью из практически безвыходных ситуаций и спасти дорогосто­ ящую технику. Так, во время пе­ релёта на Ка-32 из Мурманска в Люберцы на участке маршрута Петрозаводск - Во­ логда на высоте 2400м в облаках вусловиях обледенения произошло разрушение диска вентилятора охлаждения маслосистем редуктора и двигателей. Продолжать полёт было невозможно из-за быстрого роста температуры масла в системах, посадить вертолёт вне аэродрома не по­ зволяла плохая видимость. В этой ситуа­ ции ничего другого, как покинуть верто­ лёт на парашютах, не оставалось. Одна­ ко Бездетное принял другое решение: по бортовому локатору было найдено лесное озеро, произведены экстренное снижение по крутой спирали с выходом над озерной поверхностью и благополучная посадка на берег. Впервые в истории эксплуатации 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz