Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности <Ѣкабину пилотов поставили, негодный для полётов вертолётов авиагоризонт 9VKJC-77 (по типу американского) Н о у этого чуда есть, искусствен­ но сделанный недостаток, кото­ рый нейтрализует многие его уникальные преимущества. Впервые в нашей авиации, за последние несколько десятков лет, в ка­ бину пилотов поставили, ну прямо-таки, негодный для полётов вертолётов, на за­ предельно малых высотах, полностью по приборам, авиагоризонт ПКП-77 (по типу американского). Опять наши чиновники не вовремя, неудачно для своей страны посчитали, что американцы не дураки, если пользуются этим видом индикации и у них, вероятно от недостатка собственно­ го ума, тут же, сработал подражательный инстинкт. Я, конечно, не могу судить об этом ответственно, но то, что через нашу бюрократотехническую элиту американ­ цы, когда хотели, делали нас ещё дурнее, это точно. Могу привести тому много при­ меров. В этот раз опять не смог настоять на постановке на шасси вертолёта лыж. Не смог настоять поставить дополнитель­ ный, старый авиагоризонт, который стоял на Ка-25 в первой полярной экспедиции (АГК-47). Категорический отказ мотиви­ ровался совершенной недопустимостью в одной кабине двух авиагоризонтов с про­ тивоположными видами индикации. В этом аргументе была бы логика и смысл, если бы, через несколько лет, при­ боры ПКП-77, наконец, забракованные из- за бесконечных катастроф не заменили на ИКП-81, в котором оказались совмещены оба вида (противоположных друг другу) индикации (крен, как у АГК-47, а тангаж, как у ПКП-77). Просто убрать и заменить ПКП-77 было уже нельзя, из-за многих электрических нервов, связывавших его со всем полуавтоматическим пилотаж­ ным комплексом. Я хотел дополнительно иметь в кабине старый авиагоризонт толь­ ко как отдушину, как экстреннее открытие шторок на стёклах кабины в учебном или тренировочном полёте, на случай, если вся необходимая приборная информация, плохо представленная в ПКП-77, начнёт не укладываться в моей голове, а полётная ситуация запутываться. В полярных условиях вероятность таких случаев значительно увеличена из- за возникновения большого количества непредвиденных и неожиданных обсто­ ятельств, требующих немедленного со­ средоточения значительного объёма вни­ мания с неизбежным ослаблением его на решениях чисто пилотажных задач. Это 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz