Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности (Вынужденная посадка К стати о вынужденной посадке. Мне, слава богу, не пришлось её совершать ночью, во льдах, но если бы пришлось, то сделать это благополучно, с большой долей вероятности, не сумел бы. И это было результатом моей ошибки до­ пущенной ещё при подготовке к экспеди­ ции. Просчитывая варианты отказов мат- части и необходимость, при этом, вынуж­ денных срочных посадок, посчитал самым безопасным от возможного проваливания в воду тяжёлого вертолёта садиться ря­ дом с торосами. И на этом успокоился. В реальных полётах этот план некоторое время у меня сохранялся. Приходилось видеть, как засыпанные свежим снегом поля молодого льда колыхались, повторяя волнения под ними моря. Сразу было вид­ но, что лёд-то, как таковой, ещё не успел образоваться. Это угадывалось легко, но настораживал случай спокойного моря. Тогда слабый лёд, хорошо прикрытый снегом, свободно мог стать ловушкой для вынужденно приледнившегося вертолёта. Однажды решил выполнить тренировоч­ ную «вынужденную» посадку, на всякий случай, недалеко от корабля. Завис вбли­ зи торосов на высоте 20 метров. Сразу же в стороны и снизу вверх поползли облака снега, возник мощный световой экран от включённых прожекторов. С выключен­ ными же, и в скоростном полёте ничего не было видно. Только по еле-еле ещё более выраженной черноте мог предположи­ тельно отличать чистую воду от ледово­ го поля. Увеличил высоту до 30 метров, снова включил прожекторы и по дальней визуальной перспективе, удерживая вер­ толёт на режиме висения, стал раздувать снег. Уже было ясно, что темповую вы­ нужденную посадку можно было выпол- 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz