Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Ъездетнов, (Валерий Алексеев, 9Ѵриёмы навигации вЯрК^иК§ Х очется рассказать о приёмах на­ вигации, применяемых нами в неординарных полярных условиях. У корабля не было никаких сложностей с определением текущих (постоянно изме­ няющихся) координат своего места нахож­ дения по спутниковым системам. Эти дан­ ные он мог сообщать нам на вертолёт по радио, но не всегда это проходило гладко. Ближняя радиосвязь при удалении от ко­ рабля на предельно малой высоте быстро заканчивалась, а дальняя, случалось, ещё не начиналась. С дальней связью, порой, происходили «фокусы». В полёте, часто не имея связь с кораблём, мы тут же, легко связывались с подмосковным люберецким аэродромом. Из-за поломанных вибрацией своих специальных средств, ледокол не мог самостоятельно определять, где на­ ходится наш вертолёт. Штурман Рябов и опытнейший гидролог Борисов, постоянно просчитывая все изменения курса и скоро­ сти полёта, сличая не частую возможность локационного изображения островов, бе­ регов суши с картой, конечно, свои коор­ динаты знали точно. Когда не было связи с кораблём, пытались, набрав большую вы­ соту, увидеть его на экране радиолокатора, но это, так же, получалось не всегда. Когда возникали сложности в определении свое­ го места нахождения, выходили за облака и штурман определял свои широту и дол­ готу специальным прибором, секстантом. А дальше гироскопический курс на ко­ рабль. Нужно было войти в зону работы корабельной приводной радиостанции, а уже позже разбирались с обстановкой вокруг корабля с помощью бортового ло­ катора. Пока штурман и гидролог решали свои задачки в земной системе координат (иначе нельзя было бы составлять точные схемы состояния ледовой поверхности для отчёта капитану), я, в этих условиях просчитывал своё местонахождение в по­ лярной системе координат, где центром отсчёта был ледокол. Мне было удобнее всегда знать точное обратное направление на корабль. Земная система координат в полёте меня интересовала, как говорится, «постольку, поскольку» потому, что в по­ давляющем большинстве случаев, нигде не было досягаемого нами, кроме нашего корабля, спасительного места в случаях каких-то сложных непредвиденных обсто­ ятельств. Позже, когда научились с помо­ щью локатора определять точное направ­ ление на ледокол, практически при любом его удалении, далеко за пределами его локационной видимости, навигационная комфортность наших полётов значительно повысилась. Полярная система коорди­ нат мне нравилась ещё и потому, что она ликвидировала все сложности с любыми ошибками в определении магнитных на­ правлений. Ведь в полярной системе нача­ ло отсчёта направления возможно с любой степенью относительности, но, разуме­ ется, постоянной в течение всего полёта. Поэтому мне достаточно было любой на­ чальной (исходной) установки гирополу- компаса, при любом его несоответствии с истинным магнитным меридианом, чтобы успешно и оперативно использовать его, с учётом накапливаемой ошибки, в течение всего полёта. Правда, в случае вынужден­ ной посадки, объясняться с кораблём, всё равно, пришлось бы только через земную систему координат, а эта сторона была на­ дёжно прикрыта двумя большими специа­ листами: штурманом и гидрологом. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz