Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Ъездетнов, (Валерий Алексеев, 9Ѵриёмы навигации вЯрК^иК§ Х очется рассказать о приёмах на вигации, применяемых нами в неординарных полярных условиях. У корабля не было никаких сложностей с определением текущих (постоянно изме няющихся) координат своего места нахож дения по спутниковым системам. Эти дан ные он мог сообщать нам на вертолёт по радио, но не всегда это проходило гладко. Ближняя радиосвязь при удалении от ко рабля на предельно малой высоте быстро заканчивалась, а дальняя, случалось, ещё не начиналась. С дальней связью, порой, происходили «фокусы». В полёте, часто не имея связь с кораблём, мы тут же, легко связывались с подмосковным люберецким аэродромом. Из-за поломанных вибрацией своих специальных средств, ледокол не мог самостоятельно определять, где на ходится наш вертолёт. Штурман Рябов и опытнейший гидролог Борисов, постоянно просчитывая все изменения курса и скоро сти полёта, сличая не частую возможность локационного изображения островов, бе регов суши с картой, конечно, свои коор динаты знали точно. Когда не было связи с кораблём, пытались, набрав большую вы соту, увидеть его на экране радиолокатора, но это, так же, получалось не всегда. Когда возникали сложности в определении свое го места нахождения, выходили за облака и штурман определял свои широту и дол готу специальным прибором, секстантом. А дальше гироскопический курс на ко рабль. Нужно было войти в зону работы корабельной приводной радиостанции, а уже позже разбирались с обстановкой вокруг корабля с помощью бортового ло катора. Пока штурман и гидролог решали свои задачки в земной системе координат (иначе нельзя было бы составлять точные схемы состояния ледовой поверхности для отчёта капитану), я, в этих условиях просчитывал своё местонахождение в по лярной системе координат, где центром отсчёта был ледокол. Мне было удобнее всегда знать точное обратное направление на корабль. Земная система координат в полёте меня интересовала, как говорится, «постольку, поскольку» потому, что в по давляющем большинстве случаев, нигде не было досягаемого нами, кроме нашего корабля, спасительного места в случаях каких-то сложных непредвиденных обсто ятельств. Позже, когда научились с помо щью локатора определять точное направ ление на ледокол, практически при любом его удалении, далеко за пределами его локационной видимости, навигационная комфортность наших полётов значительно повысилась. Полярная система коорди нат мне нравилась ещё и потому, что она ликвидировала все сложности с любыми ошибками в определении магнитных на правлений. Ведь в полярной системе нача ло отсчёта направления возможно с любой степенью относительности, но, разуме ется, постоянной в течение всего полёта. Поэтому мне достаточно было любой на чальной (исходной) установки гирополу- компаса, при любом его несоответствии с истинным магнитным меридианом, чтобы успешно и оперативно использовать его, с учётом накапливаемой ошибки, в течение всего полёта. Правда, в случае вынужден ной посадки, объясняться с кораблём, всё равно, пришлось бы только через земную систему координат, а эта сторона была на дёжно прикрыта двумя большими специа листами: штурманом и гидрологом. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz