Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности при значительном уменьшении оборотов, а, отнюдь, никак не отдельный порыв ве­ тра. Да, в этом случае и не было никаких порывов. Обтекание воздухом создавалось только соответствующим ходом кора­ бля. Над сквозной взлётно-посадочной полосой «стоял» устойчивый продольный вихрь с постоянными, неизменными в ка­ ждой точке параметрами. Если в дета­ лях резонансного механизма ещё предсто­ яло разобраться, что я позже и сделал (журнал «Армейский Сборник» за Август 1998 года), то сразу понял, при останове винтов при сильном ветре нужно более опасаться устойчивых его параметров, способных системно добавлять энергию в маховый колебательный процесс лопа­ стей, чем турбулентного, порывистого, неорганизованного его состояния. Поэтому, после посадки на палубу «Сибири» носом против штормового ве­ тра, я не спешил выключать двигатели, а прежде по радио попросил капитана раз­ вернуть ледокол на ветер, чтобы своими надстройками загородить вертолёт от его прямого воздействия. Процесс этот для огромного корабля во льдах, да ещё при отсутствии видимости, тоже небыстрый. Пока он медленно разворачивался впра­ во, примерно на 45 градусов и так же медленно менялось направление ветра относительно продольной оси корабля, я тоже разворачивал вертолёт влево, что­ бы всё время оставаться носом против сумасшедшего ветра. Наконец наступил момент, когда два авиационных «колдуна» (простейшее тряпочное устройство в виде мешка без дна, прикреплённое к верхуш­ ке шеста и служащее для определения на глаз местных параметров ветра), распо­ ложенные по бортам впереди посадочной площадки, стали выписывать нечто невоо­ бразимое, указывая на полный воздушный хаос в районе вертолёта. Один мешок мог торчать вверх, другой, в это же мгновение, вниз, один влево, другой вправо, вперёд, назад и всё это постоянно и неистово тре­ пыхалось. Не менялась только наполнен­ ность мешков, они были натянуты как струна, что, несомненно, говорило о чрез­ вычайной силе?ветра даже в вихрях. Вот только тогда, не без душевных колебаний, но делать всё равно было нечего, я выклю­ чил двигатели. Контурные огни на концах лопастей в темноте отлично показали, что лопасти, на всех, уменьшающихся оборо­ тах, вплоть до полного останова, вели себя прекрасно. Больше всего колебались уже после останова, но были вовремя схваче­ ны техниками и жёстко пришвартованы специальными жёсткими растяжками к палубе, а корабль занял прежний курс к, разведанным нами радиолокационным способом, ровным ледовым полям и ред­ ким разводьям, которые после урагана не­ пременно изменят свою конфигурацию и, значит, скоро снова нужно будет взлетать. Хочется хотя бы очень коротко, рас­ сказать о сложившейся тогда историче­ ской морской ночной ситуации в север­ ных арктических морях с участием наших атомных ледоколов, камовского соосного вертолёта Ка-25 и об авиационных специ­ алистах этой авиационной экспедиции. 26 апреля 2006 года исполнилось 45 лет тому, как старшим лётчиком-испытате- лем фирмы Камова Д. К. Ефремовым был выполнен первый полёт первого боевого противолодочного вертолёта Ка-25ПЛ. 23 февраля 2006 году исполнилось 30 лет со дня спуска на воду, тоже прослав­ ленного своими делами атомного ледоко­ ла «Сибирь». В 1978 году эти два произведения человеческого гения мысли и рук встре­ тились на передовом фронте освоения се­ верной природы и очень удачно друг друга дополнили. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz