Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ся на крючок судьбе-злодейке попросил руководителя нашей лётной группы Су рикова Николая Федоровича организовать лётные тренировочные заходы на посадку с использованием корабельного обзорного локатора, который «видел» наш вертолёт километров не более чем с двух и мог ока зать нам неоценимую помощь в случае по ломки нашего, вертолётного локатора при заходе на посадку в условиях плохой види мости огней ледокола из-за пурги или ту мана. Тренировки мы провели, но больше пришлось убедиться в том, что если необ ходимую, динамично изменяющуюся, пи лотажную информацию лётчик получает с земли не от авиационного специалиста, то легко возможны опасные для полёта взаи- монепонимания. Мне всего-то нужна была очень ответственная точная дальность до посадочной площадки, с учётом расстоя ния от небольшой антенны корабельного локатора, расположенной на крыше капи танского мостика. Но найти или сделать надёжного специалиста возможности уже не было. И, слава богу, вертолётный лока тор не отказывал. Иногда иные, кроме тумана погодные сложности подлавливали нас при возвра щении на ледокол после длительных полё тов. Не было никакого метеообеспечения и прогноза погоды. Однажды, в достаточном далеке от корабля получили радио об уве личении ветра. Вернулись. Огни корабля скрыты плотной снежной пургой. Ветер 35 метров в секунду. На глиссаде снижения, с удаления одного километра начал плавно уменьшать скорость. Удивило необычное, медленное уменьшение дальности при до статочно большой приборной скорости. На удалении 600 метров приближение к кораблю вовсе прекратилось. Глядя на большую для этой дальности приборную скорость (120 км/ч.), не поверил в досто верность сообщений штурмана, уменьшил скорость до 100 км/ч и, тут же, дальность стала увеличиваться. Пришлось увели чивать высоту, т.е. попятился по глисса де назад. Увеличил скорость настолько, чтобы плавно приблизиться к кораблю до 500 метров. На этом удалении подобрал такую скорость, чтобы дальность вообще не изменялась. Хорошо в этом убедился, а затем увеличил эту скорость на 5 км/ч. и стал ждать появления кормы, слушая со общения штурмана, подтверждая их сво им сложившимся в конкретных условиях образом этого полёта. На каком-то близ ком удалении появилось светлое пятно от прожекторов ледокола, а затем и сама посадочная площадка. Но в этот раз наши сложности на этом не закончились. Ещё нужно было выключить двигатели и оста новить вращение несущих винтов, а при таком ветре это гарантированная поломка лопастей. Согласно инструкции, раскрЦ чивать и останавливать несущие винты, на этом вертолёте, можно только до скорости ветра 20 м/с. На вертолётах поломано много лопа стей во время их останова при сильном ве тре. Кабинетная наука, полагая причиной этому отдельные порывы ветра, преду смотреть которые невозможно, защити ла на эту тему много научных степеней, но не защитила лопасти от бесконечных их поломок. Мне довелось быть свиде телем одной из таких выше описанных мной поломок на авианесущем корабле «Киев». Тогда лётчик при качке выполнял выключение двигателей и останов винтов при результирующем потоке воздуха над палубой 20 м/с, а я, стоя на какой-то над стройке, оказался в плоскости вращаю щихся лопастей и хорошо видел динамику происшедшего. Мне стало ясно , что ка- кнм-то образом возникает и запускается механизм резонансного раскачки лопастей в плоскости взмаха , сохраняемый даже 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz