Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ся на крючок судьбе-злодейке попросил руководителя нашей лётной группы Су­ рикова Николая Федоровича организовать лётные тренировочные заходы на посадку с использованием корабельного обзорного локатора, который «видел» наш вертолёт километров не более чем с двух и мог ока­ зать нам неоценимую помощь в случае по­ ломки нашего, вертолётного локатора при заходе на посадку в условиях плохой види­ мости огней ледокола из-за пурги или ту­ мана. Тренировки мы провели, но больше пришлось убедиться в том, что если необ­ ходимую, динамично изменяющуюся, пи­ лотажную информацию лётчик получает с земли не от авиационного специалиста, то легко возможны опасные для полёта взаи- монепонимания. Мне всего-то нужна была очень ответственная точная дальность до посадочной площадки, с учётом расстоя­ ния от небольшой антенны корабельного локатора, расположенной на крыше капи­ танского мостика. Но найти или сделать надёжного специалиста возможности уже не было. И, слава богу, вертолётный лока­ тор не отказывал. Иногда иные, кроме тумана погодные сложности подлавливали нас при возвра­ щении на ледокол после длительных полё­ тов. Не было никакого метеообеспечения и прогноза погоды. Однажды, в достаточном далеке от корабля получили радио об уве­ личении ветра. Вернулись. Огни корабля скрыты плотной снежной пургой. Ветер 35 метров в секунду. На глиссаде снижения, с удаления одного километра начал плавно уменьшать скорость. Удивило необычное, медленное уменьшение дальности при до­ статочно большой приборной скорости. На удалении 600 метров приближение к кораблю вовсе прекратилось. Глядя на большую для этой дальности приборную скорость (120 км/ч.), не поверил в досто­ верность сообщений штурмана, уменьшил скорость до 100 км/ч и, тут же, дальность стала увеличиваться. Пришлось увели­ чивать высоту, т.е. попятился по глисса­ де назад. Увеличил скорость настолько, чтобы плавно приблизиться к кораблю до 500 метров. На этом удалении подобрал такую скорость, чтобы дальность вообще не изменялась. Хорошо в этом убедился, а затем увеличил эту скорость на 5 км/ч. и стал ждать появления кормы, слушая со­ общения штурмана, подтверждая их сво­ им сложившимся в конкретных условиях образом этого полёта. На каком-то близ­ ком удалении появилось светлое пятно от прожекторов ледокола, а затем и сама посадочная площадка. Но в этот раз наши сложности на этом не закончились. Ещё нужно было выключить двигатели и оста­ новить вращение несущих винтов, а при таком ветре это гарантированная поломка лопастей. Согласно инструкции, раскрЦ чивать и останавливать несущие винты, на этом вертолёте, можно только до скорости ветра 20 м/с. На вертолётах поломано много лопа­ стей во время их останова при сильном ве­ тре. Кабинетная наука, полагая причиной этому отдельные порывы ветра, преду­ смотреть которые невозможно, защити­ ла на эту тему много научных степеней, но не защитила лопасти от бесконечных их поломок. Мне довелось быть свиде­ телем одной из таких выше описанных мной поломок на авианесущем корабле «Киев». Тогда лётчик при качке выполнял выключение двигателей и останов винтов при результирующем потоке воздуха над палубой 20 м/с, а я, стоя на какой-то над­ стройке, оказался в плоскости вращаю­ щихся лопастей и хорошо видел динамику происшедшего. Мне стало ясно , что ка- кнм-то образом возникает и запускается механизм резонансного раскачки лопастей в плоскости взмаха , сохраняемый даже 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz